Сочинение на тему Солоухин «Явление высокой поэзии

Содержание

Солоухин «Явление высокой поэзии. ». Проблема роли детский воспоминаний в жизни человека (ЕГЭ по русскому)

Какова роль детских впечатлений человека в формировании его личности? Именно этот вопрос привлек внимание В.А.Солоухина.
Пытаясь раскрыть данную проблему, автор повествует о мотивах поэзии великих русских писателей, связанные с их детскими воспоминаниями. Так, например, Солоухин утверждает, что наличие в лермонтовских стихах дуба и его детальное описание обусловлено именно детскими годами автора, а именно его времяпровождением рядом с дубравой и дубовым лесом. Более того, автор говорит о душевной привязанности Блока к реке Лутосне, начавшейся еще в детстве и прошедшей красной нитью через все творчество и жизнь писателя.
Солоухин обращает наше внимание на то, что «ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней», сформированные еще в детстве, превращают человека в личность, обладающую высшими духовными качествами.
Позицию автора можно сформулировать так: ярчайшие и прочнейшие впечатления детства – это фундамент будущей духовной жизни человека. Более того, по мнению автора, любая черта характера человека – это семя, которое было посеяно в детстве, но взросшее уже во взрослой жизни.
Я абсолютно согласна с автором и тоже считаю, что детские впечатления играют одну из важнейших ролей в воспитании духовных качеств личности, влияющих на всю дальнейшую жизнь человека, на восприятие мира и отношение к окружающим.
Не секрет, что многие писатели часто обращались в своих произведениях к теме влияния детского периода жизни на характер и судьбу человека. Вспомним хотя бы роман И.А.Гончарова «Обломов». Юный Илья Ильич был умен и образован. Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам распорядился этим будущим? Крайне неразумно и недальновидно, просто зарыв в землю все свои таланты, ведь с детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Илья Ильич был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, атмосферой лени и нежеланием учиться, то есть факторами, котороые на протяжении всей дальнейшей жизни главного героя давали ему знать о себе, так как человек с детства привыкший к бездействию и лишенный всяких счастливых воспоминаний, стать полноценной личностью уже не никогда сможет.
Не менее ярким примером данной проблемы сможет стать роман – эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир».
Одна из главных героинь произведения – Наташа Ростова, воспитанная в доброте, ласке и любви, вспоминает об этом на протяжении всей своей жизни и совершает высокоморальные поступки. Например, ее способность к любви и самопожертвованию — выводит из тяжелого душевного упадка князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем после смерти Пети мать. В момент предсмертной болезни Болконского она исполнена желанием отдать всю себя, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества — с тем же безграничным рвением — отдать себя интересам семьи.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

http://www.kritika24.ru/page.php?id=33728

Время собирать камни. Очерки :: Солоухин Владимир Алексеевич

Инстинкт витья гнезда свойствен не одним только птицам, он неизбежно обостряется, когда наступает такая перемена в жизни, как бракосочетание. Блок и раньше занимался в Шахматове хозяйственной, благоустройственной деятельностью, теперь она ему свойственна в особенности. В записной книжке Блока встречаем:
Дикий виноград.. Закрыть стену амбара таволгой или филадельфусом. Прорыть дорожку. Срубить липу. Черемухи. Бересклет. Два цветника. Табак. Вербены. Лилии. Филадельфусы и сирень на голых буграх. Задняя стена забора к орешнику – сахалинская гречка. Мальвы вдоль всего забора (семена), засадить пустые места в прованских розах. На задней стене – сахалинская гречка. Береза. Тополь серебристый».
Блок в саду с топором в руках или с заступом так же обычен, как и Блок над листом бумаги за своим рабочим столом. Но топор ему нравится больше, чем заступ или пила. Вырубать деревья и кустарники – его страсть, однажды он вырубил целую куртину столетней сирени. Люба ахнула и обмерла. Ничего. Больше простора, больше воздуха. А что касается прогулок (теперь, когда Люба с ним во флигеле), то прогулки сделались одинокими, дальними, особенно волновали просторы Рогачевского шоссе. То есть прогулки и раньше были всегда одинокими (только конь и всадник), но в мыслях – предстоящее свидание, терем на высокой горе, а теперь мыслям широко и просторно. Воля. Осенняя воля. Так и называется одно из лучших стихотворений Блока – «Осенняя воля», «Выхожу я в путь, открытый взорам, ветер гнет упругие кусты…»
Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалеку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес. Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зеленым светом и зеленой прохладой пологом дубравы. И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб вечно зеленея темный дуб склонялся и шумел».
У Есенина подобное пристрастие находим к березе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас еще цела, только построили там свинарник) прекрасная березовая роща.
У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдешь к ней вплотную. Она течет в берегах, поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, теплый) – появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах, копятся. И вот уж ярко белая река извивается среди черного леса, повторяя (но более широко и размывчато) все изгибы речного русла. Все плотнее туман, все больше его. Река тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается не до середины ли холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт. В это время отдаленный бобловский холм о зубчатым лесом и высоким «теремом» ежели и виден, то поверх тумана, повисающим в воздухе, плавающим, зыблющимся, а за ним – заря. Великолепные шахматовские туманы!
Однако пристрастие к дубу, березе или к травам с туманами – это все же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. Этим главным было ощущение родины. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Их не заметишь в дальнейшей повседневной жизни, но они есть. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Некоторые становятся яркими и чистыми цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые злым чертополохом. Последующая жизнь сложна и многообразна.

http://tululu.org/read77706/66/

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :)))

Явления высокой поэзии определяются
подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалёку от Тархан в детские
годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес.Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким,
влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом
дубравы. И вот уж то и дело в
лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».
У Есенина подобное пристрастие
находим к берёзе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется,
и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.
У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры,
но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к
ней вплотную.Она течёт в берегах,
поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) –
появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река
тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается до середины холмов,
своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт…Великолепные
пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по
сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.Этим
главным было ощущение родины. Фундамент будущей духовной жизни, золотой
главная мысль-пристрастие поэтов к своим родным местам,родине.озаглавить можно родина,в поэзии русских поэтов
Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

http://tvoiznaniya.com/russkii_yazyk/tz1395682.html

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :)))
Явления высокой поэзии определяются
подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалёку от Тархан в детские
годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес.Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким,
влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом
дубравы. И вот уж то и дело в
лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».

У Есенина подобное пристрастие
находим к берёзе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется,
и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.

У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры,
но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к
ней вплотную.Она течёт в берегах,
поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) –
появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река
тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается до середины холмов,
своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт…Великолепные
шахматовские туманы!

Однако
пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по
сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.Этим
главным было ощущение родины. Фундамент будущей духовной жизни, золотой
фонд.

http://wolpik.ru/question/3214652

Вопрос: ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :))) Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалёку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес.Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом дубравы. И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща. У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную.Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) – появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт…Великолепные шахматовские туманы! Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.Этим главным было ощущение родины. Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :))) Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалёку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес.Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом дубравы. И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща. У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную.Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) – появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт…Великолепные шахматовские туманы! Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.Этим главным было ощущение родины. Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
главная мысль-пристрастие поэтов к своим родным местам,родине.озаглавить можно родина,в поэзии русских поэтов

http://cwetochki.ru/question-pomogite-pozhaluysta-glavnaya-mysl-teksta-i-ozaglavit-yavleniya-vysokoy-poezii-opredel.html

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :)))

Явления высокой поэзии определяются
подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалёку от Тархан в детские
годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес.Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким,
влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом
дубравы. И вот уж то и дело в
лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».

главная мысль-пристрастие поэтов к своим родным местам,родине.озаглавить можно родина,в поэзии русских поэтов

Другие вопросы из категории

С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ ПОЖАЛУЙСТА
Надо составить сочленение небольшое о лете!

Читайте также

\»Капитаноской дочки\» А.С. Пушкина. Какова главная мысль текста?
Подчеркните составные глагольные сказуемые. В
эту ночь я не спал и не раздевался. Я
намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья
Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. Я
чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо
менее тягостно, нежели то уныние, в которое ещё недавно я был погружён. С
грустью разлуки сливались во мне неясные, но сладостные надежды и
нетерпеливое ожидание опасностей, и чувствую благородного честолюбия.
Ночь прошла незаметно. Заранее спасибо))))
А. в каком предложении, кроме грамматической основы,есть одно определение и одно обстоятельство?
1. Ветер пробежал по верхушкам деревьев, слегка потрепал цветы на клумбе.
2. Внезапно налетел легкий ветерок.
3. Из-за линии горизонта медленно выплывает багровое солнце.
4. На лесную поляну вышел лось, огляделся по сторонам и призывно заревел.
Б. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1. Первый барабан появился в Древнем Египте, затем их стали использовать другие народы.
2 а американские индейцы даже использовали барабан для предсказания погоды: когда приближался дождь, кожа барабана увлажнялась и натягивалась.
3. Барабан-древнейший и самый удивительный музыкальный инструмент.
4. С помощью барабанов люди передавали сообщения, собирались вместе на работу или на праздник, изгоняли злых духов.
В. Какое название помогает понять основную мысль текста?
1. Барабан
2 Удивительный инструмент
3. Для чего людям барабан?
4. Музыкальный инструмент.
Г. Выпишите грамматическую основу (или основы) из предложения 3?

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Александровича Реформатского: \»Что же в языке позволяет его главную функцию — функцию общения? это синтаксис.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайете номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.А. Реформатского. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.

надо домашнее сочинение)
Анатолий Приставкин, рассказ \»Фотографии\»
Надо ответить на вопросы и связать их в один текст.
1. Легко ли пересказать сюжет этого рассказа?
(Главный прием, который использует автор — это умолчание.)
2. О чём говорит автор?
3. Как мы догадываемся об этом?
Помогите пожалуйста, очень надо! :3
Умоляю, очень срочно!
С1Напишите небольшую речь,адресованную одноклассникам, главная задача которой- призвате к охране чистоте родного города (нурлат).Используйте в речи обращения, восклицательные.
С2 Ответьте на вопрос: какую роль в тексте играют главные члены предлжения?(ответ должен быть полным, аргументированным)
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЕСЛИ МОЖНО САМОМИ СДЕЛАТЬ А НЕ ВЗЯТЬ ОТ КУДОТО А ТУ УЧИЛКА СПАЛИТЬ .

http://geometria.neznaka.ru/answer/2180586_pomogite-pozalujsta-glavnaa-mysl-teksta-i-ozaglavit/

! Главная мысль текста и озаглавить : Явления высокой поэзии определяютсяподчас причинами внешними, случайными, быто

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . Главная мысль текста и озаглавить :)))
Явления высокой поэзии определяются
подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалёку от Тархан в детские
годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес.Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким,
влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом
дубравы. И вот уж то и дело в
лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».
У Есенина подобное пристрастие
находим к берёзе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется,
и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.

У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры,
но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к
ней вплотную.Она течёт в берегах,
поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) –
появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река
тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается до середины холмов,
своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт…Великолепные
шахматовские туманы!

Однако
пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по
сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.Этим
главным было ощущение родины. Фундамент будущей духовной жизни, золотой
фонд.

  • главная мысль-пристрастие поэтов к своим родным местам,родине.озаглавить можно родина,в поэзии русских поэтов

http://vpartere.ru/pomoshh-uchenikam/russkij-yazyk/glavnaya-mysl-teksta-i-ozaglavit-yavleniya-vysokoj-poezii-opredelyayutsyapodchas-prichinami-vneshnimi-sluchajnymi-byto

ЕГЭ – 2010 русский язык (стр. 1 )

Разноаспектный анализ текста
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
Разноаспектный анализ текста
Дидактическое пособие по подготовке к выполнению
заданий уровня А, В, С1 по данному тексту
учитель второй квалификационной категории.
Разноаспектный анализ текста. Дидактическое пособие
по подготовке к выполнению заданий уровня А, В, С1 по дан-
ному тексту. ЕГЭ – 11 класс. Русский язык. Автор-составитель
. – МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№3 с углублённым изучением отдельных предметов», г.
Анжеро-Судженск Кемеровской области, 2010. – 70 с.
Материалы пособия предназначены прежде всего для учи-
теля, готовящего выпускников к ЕГЭ по русскому языку, а так-
же и для школьников, желающих достойно выдержать экзамена-
ционное испытание в форме ЕГЭ. В электронном варианте посо-
бие прежде всего удобно для «размножения» в форматах А-4
и А-5, что позволяет быстро обеспечить всех участников процес-
са подготовки одинаковыми заданиями одновременно.
Текст.1 «Леса в Мещёре…» ………………………………… 4-6
Текст 2. «Явления высокой поэзии…» В. Солоухин……………………………… 7-8
Текст 3. Шторм («Это произошло в … Атлантическом океане.»). Ю. Иванов… 9-10
Текст 4. «Есть много книг о «хороших манерах». По Д. Лихачёву……………
Текст 5. Ромашка («Дети прибежали домой…). По Ю. Яковлеву……………… 13-15
Текст 6. О чести («В письме к жене Пушкин удивлялся…»). По Д. Шеварову… 16-17
Текст 7. О чинопочитании. …………………………………………… 18-19
Текст 8. О наследственности. По Л. Серовой……………………………………… 20-21
Текст 9. «Трудное и запутанное дело – писательство». По В. Вересаеву………… 22-23
Текст 10. Детская игрушка. По В. Абраменковой…………………………………… 24-25
Текст 11. Миф о малограмотности Есенина. По …………………… 26-28
Текст 12. Полонез Огинского. («На задворках нашего села…»). По В. Астафьеву 29-30
Текст 13. «Берегись канцелярита». По Н. Галь……………………………………… 31-33
Текст 14. О роли телевизора в жизни человека («В редакции…»). По В. Солоухину 34-36
Текст 15. «…Жизнь Гайдара была продолжением …его книг». По К. Паустовскому 37-39
Текст 16. На приёме в районной больнице. По К. Акулинину……………………… 40-42
Текст 17. О духовности и духовной жизни. С. Соловейчик………………………… 43-44
Текст 18. Имя человека – имя собственное. По . …………………… 46-48
Текст 19. «Как трудно быть учителем». По Ю Нагибину…………………………… 49-51
Текст 20. «Человек должен быть интеллигентен». По ёву…………….. 52-53
Цель данного пособия – практическая помощь учителям русского языка в подготовке учащихся 10 – 11 классов к итоговому экзамену в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Задача пособия – дать учителям и учащимся материалы для тренировки при повторении необходимых сведений по морфологии, синтаксису и культуре речи
Использование предлагаемого пособия позволит сосредоточить внимание на отработке заданий, непосредственно связанных с текстом: А 29, 30,31 ; В1 – В8; С1.
Ко всем заданиям даются ответы.
Материалы удобны для копирования в форматах А-4 и А-5, что обеспечит предоставление индивидуального материала для учащихся.
Прочитайте текст и выполните задание уровня А, В, С.
(1) …Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. (2) Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.
(3) Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. (4) Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. (5) Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
(6) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.
(7) Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. (8) Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
(9) А вечером блеснёт, наконец, озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.
(10) Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду, — ночь, полная звёзд. (11) На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.
(12) Всю ночь костёр то разгорается, то гаснет. (13) И слышно, как где-то очень далеко — кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.
(16) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. (17) Небо на востоке зеленеет. (18) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (19) Это лучшее время суток. (20) Ещё всё спит. (21) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
(22) Котелок сердится и бормочет на огне. (23) Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. (24) С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. (25) Туман начинает клубиться над водой. (26) Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного белого дня.
Задание уровня А 5
Выберите номер правильного ответа.
А1. Какое высказывание противоречит авторской позиции?
1) Нужно любить свою родную землю.
2) Природа красива в любое время суток.
3) Человек относится к природе потребительски, использует в своих интересах и ничего не даёт взамен.
4) Надо уметь видеть и ценить красоту родной природы.
А2. Определите тип речи текста.
1) рассуждение и описание
2) повествование и рассуждение
3) повествование и описание
А3. В каком предложении есть контекстуальные антонимы?
Задание уровня В
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.
В1. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В2. Из предложения 6 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
В3. Какая связь между предложениями второго абзаца?
Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.
В4. Укажите номер предложения, в котором деепричастие перешло в наречие.
В5. Укажите номер простого безличного предложения.
В6. Укажите номер предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
В7. Найдите сложное предложение, где перед союзом запятая не ставится.
В8. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, и запишите их в такой последовательности в бланк ответов.
Текст К. Паустовского отличается богатством разнообразных художественных средств выразительности. Можно отметить ______ («как чёрное, косо поставленное зеркало», «как комья белого пуха»), ______ , _____ («закат пылает», «заря тлеет», «голубым хрусталём загорается Венера»). С их помощью создаётся поэтический образ русской природы, способныё пробудить в человеке что-то необычное, прекрасное, заставить почувствовать свою связь с нею, ощутить себя частичкой земного бытия. Использование ________, синонимов, лексических повторов придаёт тексту яркость, усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
1) сравнительный оборот
7) вопросно-ответная форма изложения
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения
Задания уровня С
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задание уровня А, В, С.
(1) Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. (2) Случайно неподалёку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес. (3) Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом дубравы. (4) И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. (5) «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».
(6) У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. (7) И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.
(8) У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. (9) Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную. (10) Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником. (11) Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) – появляются на дне долины белые пряди. (12) Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. (13) Река тумана превращается в озеро тумана. (14) Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт… (15) Великолепные шахматовские туманы!
(16) Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. (17) Этим главным было ощущение родины. (18) Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. (20) В детстве посеяны семена. (21) Не все прорастут, не все расцветут… (22) Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
(23) Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней.
Задания уровня А
Выберите номер правильного ответа.
А1. Какое утверждение противоречит позиции автора?
1) Природа оказывает большое влияние на творчество поэтов.
2) Впечатления, полученные в детстве, яркие и прочные.
3) Мнением окружающих людей определяются явления высокой поэзии.
4)Любовь к Родине начинается с любви к родным местам
А2. Определите тип текста. 8
2) описание и повествование
3) рассуждение и повествование
4) описание и рассуждение
А3. Какой глагол в тексте употреблён в прямом значении?
Задания уровня В
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.
В1. Каким способом образовано слово КОСОГОР?
В2. Найдите краткое причастие в четвёртом абзаце.
В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответа к заданиям В4 – В8 3апишите цифрами.
В4. Назовите номера предложений четвёртого абзаца, в которых тире стоит между подлежащим и сказуемым.
В5. Напишите номера предложений, в которых используется вводная конструкция.
В6. Напишите номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным
В7. В первом абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимённых наречий и лексического повтора.
В8. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, и в такой последовательности запишите их в бланке ответов.
В. Солоухин, рассказывая нам о родных местах российских поэтов. Использует _______, чтобы придать тексту образность, подчеркнуть красоту русской природы. _____ («полог дубравы», «озеро тумана», «фундамент жизни») создают яркие запоминающиеся образы природы, вносят в текст дополнительные смысловые оттенки. Вводные слова, вставные конструкции, ______, _____ делают текст эмоциональным, передают авторское настроение.
1) сравнительный оборот 6) парцелляция
2) эпитет 7) вопросно-ответная форма изложения
3) фразеологизмы 8) лексический повтор
4) ирония 9) риторический вопрос
5) метафора 10) восклицательные предложения
Задание уровня С
Прочитайте текст и выполните задания уровня А, В, С.
(1) Это произошло в северной части Атлантического океана. (2) При переходе из одного района промысла в другой наш рыболовный траулер попал в жестокий шторм. (3) Трудно рассказать, что такое настоящий шторм, длящийся неделю подряд, неделю не дающий людям передохнуть. (4) Такое надо пережить, чтобы запомнить навсегда.
(5) Неделю мы не ели горячей пищи, потому что взбесившийся океан вышвыривал кастрюли из гнёзд электрической печи на камбузе; неделю не могли спать, потому что рисковали каждую минуту грохнуться с койки на палубу каюты; неделю с тревогой прислушивались к вою ветра, грохоту и плеску волн и думали об одном: только не вышел бы из строя двигатель. (6) Сейчас нас спасало лишь то, что мы держались «носом на волну» – так легче устоять. (7) Да, только бы выдержала машина! (8) Остановись она, и судно тотчас перестанет слушаться руля. (9) Тогда – катастрофа. (10) Траулер развернётся боком к волне, и тысячетонные водяные холмы рухнут на палубу судна, снесут с него, как мусор, шлюпки, разобьют надстройки, сорвут трубу. (11) Вода потоком хлынет в машинное отделение – и …
(12) Двигатель выдержал. (13) На восьмые сутки ветер, израсходовав силы, начал стихать: он уже не выл, а лишь тоскливо поскуливал в вантах. (14) Наверное, досадовал, что не смог с нами ничего поделать. (15) Волны пошли на убыль, становились всё более пологими и уже не швыряли траулер, не валили его с борта на борт, а просто плавно раскачивали. (16) Да вот и чёрные, лохматые тучи разорвались вдруг в разных местах, как старая прогнившая ткань, и сквозь эти прорехи хлынули к поверхности океана теплые лучи солнца. (17) Осунувшиеся, заросшие щетиной, мы выбрались на палубу из душных, тесных помещений и с жадностью вдохнули свежий, чуть солоноватый воздух. (18) Радостно было на душе, наверное, у каждого из нас: мы не поддались шторму. Выстояли!
Задание уровня А
Выберите номер правильного ответа.

http://pandia.ru/text/79/235/28599.php

Явления высокой поэзии определяются подчас причинами

Как вольготно было мне писать перед этим о державинской Званке на берегу Волхова и о селе Аксакове на берегу Большого Бугуруслана! Это была, по выражению древних, вот именно \»tabula rasa\» — чистая доска. Они ведь, древние, писали острыми палочками на восковых дощечках. И вот предыдущую запись можно было легко стереть, загладить. Образовывалась \»чистая дощечка\», \»tabula rasa\», чистая страница, как еще можно было бы сказать более современным языком; что ни нацарапаешь — все твое, все как бы впервые.
Где там Волхов, где Бугуруслан? Многие ли из литераторов, а тем более московских, могут сказать про себя, что их нога ступала по руинам державинского дома, а также по тому месту, где еще в 1960 (!) году стоял крепкий, в восемнадцатом веке построенный дом Аксаковых.
Кроме того, какова была цель предыдущих очерков? Привлечь внимание людей, возбудить интерес, показать необходимость восстановления этих памятных литературных мест, дорогих (как хотелось бы верить) сердцу каждого соотечественника.
Снежный ком, хотя бы и величиной с гору, начинается с обычного снежка размером с яблоко. Бывало, в детстве скатаешь такой снежок и пустишь с крутой горы при благоприятных условиях. Благоприятными условиями были оттепель и сырой, липкий, только что выпавший снег. И вот уж вместо яблока — шапка, а там шар с тележное колесо, а там громада выше нас самих.
Нет, не сделались мои предыдущие очерки о Державине и Аксакове теми снежками, которые превращаются в снежные глыбы. Сами ли они оказались какими-то не такими, внешние ли условия были не подходящи, но ничего не налипло на мои снежки. Не возникло никакого общественного интереса, не видно продолжения темы в печати, ничего не слышно об этом хотя бы в разговорах, суждениях, никто не собирается восстанавливать державинскую Званку и аксаковский дом в Бугурусланском районе Оренбургской области.
Читательские отзывы, правда, были, и много, но ведь из читательских отзывов, согласитесь, дом, а тем более усадьбу восемнадцатого века не построишь, не возродишь.
Еще раз напомним (это важно и для теперешнего очерка), что примеры полного восстановления и возрождения разрушенного были, примеры яркие, так что не бредовая это идея — на пустом месте что-либо снова строить и возрождать. Тем более (и это надо особенно понять) что возрождать на пустом месте вовсе не означает возрождать из пустого места, из ничего. В том-то и дело, что великое разрушенное как бы продолжает существовать, оно как бы живо, бессмертно, надо только его снова материализовать, снова придать ему зримый материальный (доски, гвозди, штукатурка, кровельное железо, застекленные окна) облик.
И примеры этому были. Есть десятки примеров, когда заново восстанавливались исчезнувшие было от времени или разрушенные памятные объекты.
Дом Пушкина в Михайловском сгорел в 1919 году и построен опять в 1937 году к столетию со дня смерти великого поэта. Второй раз дом сгорел во время войны, восстановлен в 1949 году.
Горел и заново строился дом Лермонтова в Тарханах.
Полностью утрачивались и опять существуют дом Репина в Пенатах, Чехова в Мелихове, Тургенева в Спасском-Лутовинове. Да мало ли, если поискать по нашей необъятной стране.
Целиком восстановлена Триумфальная арка, ну, правда, на новом месте, уж не около Белорусского вокзала, а в конце Кутузовского проспекта.
Цель была, повторяю, возбудить интерес и привлечь внимание. И если вдруг появилась бы в центральной газете, и не просто в газете, а в \»Правде\», заметочка вроде нижеследующей, то вот и оправданы усилия литератора, вот и вознаграждение, вот и желаемый результат. Заметочка в \»Правде\» от 2 марта 1977 года, на последней странице. Рубрика \»Проекты\». Название заметочки \»Поднимется дом с мезонином\» Текст за подписью Н. Дорофеева таков:
\»Во Всесоюзном производственном научно-реставрационном комбинате при Министерстве культуры СССР разработан проект восстановления усадьбы Шахматово, где прошли детские и юношеские годы поэта Александра Блока.
В одном из живописных уголков Подмосковья, близ Солнечногорска, располагалась некогда усадьба Шахматово. Сейчас на том месте, где 60 лет назад стоял дом с мезонином, разрослась роща с деревьями в обхват.
Архитекторы В. Якубеня и А. Чеховской — авторы проекта реконструкции изучали ранние стихотворения поэта, стараясь найти какие-нибудь описания усадьбы. Сначала работа не ладилась. Не хватало фотографий. Правда, были рисунки, сделанные детской рукой Блока, но они, как правило, изображали лишь часть какого-либо строения: дома, флигеля или бани. Помогла находка.
В Ленинграде, в архивах Пушкинского дома, была обнаружена семейная хроника, составленная родной сестрой матери Блока — Марией Бекетовой. Среди воспоминаний о семье Блоков — Бекетовых обнаружено детальное описание Шахматова, причем не только главного дома, но и различных служб, рассказана истории их постройки. Сохранился даже план внутреннего расположения комнат, обстановки. Упомянуто все вплоть до рисунка и цвета обоев.
Летом прошлого года рабочая группа проводила в Шахматове раскопки на месте главного дома. Обнаружены остатки изразцов, полусгнившие куски дерева, которые на первый взгляд не представляют ничего интересного. Но реконструкторы уже настолько прониклись духом Шахматова, \»дома с мезонином\», что распознали в этих деревянных предметах части подлинных наличников и рам.
Развернуть работы по реконструкции предполагается летом\».
По времени почти совпало с заметкой личное письмо ко мне о том же самом.
\»Дорогой Владимир Алексеевич!
Посылаю Вам впервые обнаруженную фотографию (1920-е годы) церкви Михаила Архангела (XVIII в.) в с. Тараканове, где венчались Ал. Блок и Люб. Дм. Менделеева и где отпевали А. Н. Бекетова. Сейчас архитекторы Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР разрабатывают проекты восстановления церкви в Тараканове и дома в Шахматове. Однако это еще не предрешает воплощения проектов, тем более — к 100-летию Ал. Блока — к 1980 году. Желательно добиться включения блоковских мест, удачно расположенных на трассе между двух столиц, в ряд так называемых объектов олимпийского показа. В церкви был бы хоть концертный зал, а в доме — музей. Так или иначе, полюбуйтесь, до чего хороша была Таракановская церковь, усадебная, по замыслу. Всего Вам доброго.

http://litlife.club/br/?b=70626&p=14

Явления высокой поэзии определяются подчас причинами

Я говорю о крестьянах. Во всех патетических местах, как в «Гамлете», так и в «Горе от ума», они громко хохотали, иногда заглушая то, что происходило на сцене» – так вспоминает о спектаклях Мария Андреевна Бекетова. О главных играющих она говорит: «Стихи они оба произносили прекрасно, играли благородно, но в общем больше декламировали, чем играли… На Офелии было белое платье с четырехугольным вырезом и светло лиловой отделкой… В сцене безумия слегка завитые распущенные волосы были увиты цветами и покрывали ее ниже колен. В руках Офелия держала целый сноп из розовых мальв, повилики и хмеля вперемешку с другими полевыми цветами… Гамлет в традиционном черном костюме, с плащом и в черном берете. На боку – шпага».
Все это было, наверное, красиво, благородно, как подчеркивает Мария Андреевна, но, конечно, очень далеко от бобловских крестьян. Да и просто понимали ли они, о чем там идет речь в патетических монологах?
Но как бы там ни было, театр существовал, и, между прочим, не только в сарае, на подмостках, но и в самой жизни. Задекорированное то улицами и соборами Петербурга, то шахматовскими холмами и далями, логически развивалось действие другой драмы, внешняя канва которой была, должно быть, более доступна хотя бы и крестьянам, тогда как сокровенная ее суть и духовное наполнение было за семью печатями даже для ближайших людей. Возможно, и сами героиня с героем не давали себе окончательного отчета в происходящих событиях. У событий была своя логика, и актеры ей подчинялись.
«Свадьбу назначили в 11 часов утра. День выдался дождливый, прояснило только к вечеру. Все мы встали и нарядились с раннего утра. Букет, заказанный для невесты в Москве, не поспел к сроку. Пришлось составить его дома. Саша с матерью нарвали в цветнике крупных розовых астр. Шафер, Сережа Соловьев, торжественно повез букет в Боблово на тройке нанятых в Клину лошадей, приготовленных для невесты и жениха. Тройка была красивая, рослая, светло серая, дуга разукрашена лентами. Ямщик молодой, щеголеватый.
Мать и отчим благословили Сашу образом Спасителя. Благословила его и тетя Соня.
Венчание происходило в старинной церкви села Тараканова. То была не приходская церковь новейшего происхождения, но старинная, барская, построенная еще в екатерининские времена…
В церковь мы все приехали рано, и невесту ждали довольно долго. Саша в студенческом сюртуке, серьезный, сосредоточенный, торжественный.
К этому дню из большого села Рогачева удалось достать очень порядочных певчих. Дождь приостановился, и, стоя в церкви у бокового окна, мы могли видеть, как подъезжали свадебные гости. Все это были родственники Менделеевых, жившие тут же, неподалеку. Лошади у всех бодрые и свежие. Дуги разукрашены дубовыми ветками Набралась полная церковь. И, наконец, появилась тройка с невестой, ее отцом, сестрой Марьей Дмитриевной и мальчиком, несшим образ. В церковь она вошла род руку с Дмитрием Ивановичем, который для этого случая надел свои ордена. Он был сильно взволнован. Певчие запели «Гряди, голубица…»
Да, воистину – голубица…
Она венчалась не в традиционных шелках, что не шло к деревенской обстановке, на ней было белоснежное батистовое платье, нарядное и с очень длинным шлейфом, померанцевые цветы, фата. На прекрасную юную пару невозможно было смотреть без волнения.
…Дмитрий Иванович и Александра Андреевна все время плакали от умиления и от сознания важности того что совершалось.
…При выходе из церкви их встретили мужики, которые поднесли им хлеб соль и белых гусей. После венчания они на своей нарядной тройке покатили в Боблово. При входе в дом старая няня осыпала их хмелем… А на дворе собралась в это время целая толпа разряженных баб, которые пели, величая жениха, невесту и гостей. Им посылали угощение, деньги. Когда разлили шампанское, Сергей Михалыч Соловьев провозгласил здоровье молодых…»
Свадьба произошла в 1903 году, а последний раз Блок побывал в Шахматове в 1916 году. Значит, тринадцать лет самой зрелой, сознательной и творческой жизни были и шахматовскими; Верховые поездки в Боблово с мечтами и мыслями о прекрасной девушке, о невесте стали уж не нужны. Прекрасная Дама жила теперь с ним в одном флигеле, который они переоборудовали по своему вкусу. Инстинкт витья гнезда свойствен не одним только птицам, он неизбежно обостряется, когда наступает такая перемена в жизни, как бракосочетание. Блок и раньше занимался в Шахматове хозяйственной, благоустройственной деятельностью, теперь она ему свойственна в особенности. В записной книжке Блока встречаем:
«Наш флигель.
Дикий виноград.. Закрыть стену амбара таволгой или филадельфусом. Прорыть дорожку. Срубить липу. Черемухи. Бересклет. Два цветника. Табак. Вербены. Лилии. Филадельфусы и сирень на голых буграх. Задняя стена забора к орешнику – сахалинская гречка. Мальвы вдоль всего забора (семена), засадить пустые места в прованских розах. На задней стене – сахалинская гречка. Береза. Тополь серебристый».
Блок в саду с топором в руках или с заступом так же обычен, как и Блок над листом бумаги за своим рабочим столом. Но топор ему нравится больше, чем заступ или пила. Вырубать деревья и кустарники – его страсть, однажды он вырубил целую куртину столетней сирени. Люба ахнула и обмерла. Ничего. Больше простора, больше воздуха. А что касается прогулок (теперь, когда Люба с ним во флигеле), то прогулки сделались одинокими, дальними, особенно волновали просторы Рогачевского шоссе. То есть прогулки и раньше были всегда одинокими (только конь и всадник), но в мыслях – предстоящее свидание, терем на высокой горе, а теперь мыслям широко и просторно. Воля. Осенняя воля. Так и называется одно из лучших стихотворений Блока – «Осенняя воля», «Выхожу я в путь, открытый взорам, ветер гнет упругие кусты…»
Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. Случайно неподалеку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес. Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зеленым светом и зеленой прохладой пологом дубравы. И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб вечно зеленея темный дуб склонялся и шумел».
У Есенина подобное пристрастие находим к березе. И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас еще цела, только построили там свинарник) прекрасная березовая роща.
У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдешь к ней вплотную. Она течет в берегах, поросших лесом и ольшаником. Но чуть вечер (летний, разумеется, теплый) – появляются на дне долины белые пряди. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах, копятся. И вот уж ярко белая река извивается среди черного леса, повторяя (но более широко и размывчато) все изгибы речного русла. Все плотнее туман, все больше его. Река тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается не до середины ли холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт. В это время отдаленный бобловский холм о зубчатым лесом и высоким «теремом» ежели и виден, то поверх тумана, повисающим в воздухе, плавающим, зыблющимся, а за ним – заря. Великолепные шахматовские туманы!
Однако пристрастие к дубу, березе или к травам с туманами – это все же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. Этим главным было ощущение родины. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Их не заметишь в дальнейшей повседневной жизни, но они есть. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Некоторые становятся яркими и чистыми цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые злым чертополохом. Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующими этот характер. Но если бы какой нибудь фантастический ум мог прослеживать и находить связь явлений, то он нашел бы, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней. Несколькими страницами выше мы видели на примере стихотворных строк (потому и выписали их так много), как это происходило. «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» Никто и никогда ни до Блока, ни после него не называл родину не матерью, а женой, и прозвучало это не кощунственно, не фальшиво, потому что было выношено, выстрадано и, если хотите, воспитано в самом себе. Отсюда потом возникли и «Скифы».
А семечко – шахматовское.
Шахматово Блок беззаветно любил. Его ответ на вопрос анкеты: «Место, где бы вы хотели жить?» – «Шахматово» – стал в статьях о Блоке общим местом. А тот факт, что однажды (в 1910 году) поэт собирался впервые и единственный раз прозимовать в Шахматове, но сбежал глубокой осенью, потому что – «тоска», ни о чем не говорит. Вот это место в письмах Блока к матери:
«.. у нас метель. В лесу уже много снегу. Федор принялся за вторую половину пруда, тополь распилили. В колодце появляется (еще одна попытка вырыть колодец в Шахматове, неудачная, как и все предыдущие. – В. С. ) мелкий камень в сыром песке, похоже на речное дно.
Дом закрыт плотно и уютно щитами и ставнями. Без этого было бы очень неприятно жить. Мы переселились совсем в пристройку, обедаем в маленькой комнате. Очень тепло. Как только вы уехали, старый дом стал огромным и пустым. Мы с Афанасием сделали всюду запоры, исправили окна, и сейчас же началась метель… Сегодня мы ходили по Малиновой горе и по Праслову. Старый лес зимой напоминает Гейне. Мы купили себе валенки, а скоро придется покупать и лыжи.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

http://www.many-books.org/auth/4265/book/17340/solouhin_vladimir_alekseevich/vremya_sobirat_kamni_ocherki/read/25

Добавить комментарий

1serdce.pro
Adblock detector