Введение, Причины высокого развития арабской культуры — Научные знания средневекового арабского мира

арабский мир наука
Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, — Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки [4]. Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии [5].
На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульмане создали общество, которое в Средние века было научным центром мира [3].
Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья.
Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук.

Причины высокого развития арабской культуры

Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации — правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.
В результате широкого распространения Ислама по планете — от Индии до Испании — мусульмане приобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыграли большую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей. Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили росту интеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу в различных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования до медицинского обслуживания и транспорта [2].
Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства [1]. Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне [5] научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небесными светилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы — медресе [3]. В некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями [5].

http://studbooks.net/611561/kulturologiya/prichiny_vysokogo_razvitiya_arabskoy_kultury

Причины высокого развития арабской культуры

Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации — правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.
В результате широкого распространения Ислама по планете — от Индии до Испании — мусульмане приобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыграли большую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей. Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили росту интеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу в различных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования до медицинского обслуживания и транспорта [2].
Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства [1]. Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне [5] научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небесными светилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы — медресе [3]. В некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями [5].

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

1.1 Этапы развития древнегреческой культуры

Крито-микенская культура (III тыс. — XII в. до н.э.). Источником культуры Древней Греции стала крито-микенская культура, сформировавшаяся в районе островов и побережья Эгейского моря, вероятно, не без влияния культуры Древнего Египта.

2. Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс — «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение — «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение — «чинквеченто» (конец XV — первая треть XVI в.).

2.3. Перспективы развития казахской культуры

Основным из главных направлений своей работы областное общество \»Жолдастык\» считало возрождение богатого в прошлом духовного наследия казахского народа, которое, к сожалению, в советское время было забыто. Руководство общества Н.С.Искаков. Х.А.

3. Взаимодействие арабской и иранской культуры

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной Европе.

1. Характеристика эпохи Высокого Ренессанса

Конец XV и первая треть XVI столетия (период Высокого Возрождения) были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей.

2. Характеристика искусства Высокого Ренессанса

Характеризуя искусство периода начала Высокого Ренессанса, нельзя не упомянуть и Милан, как один из главных центров Северной Италии. Наивысшая политическая активность Миланского герцогства приходится на конец XV века.

3. Культура Высокого Ренессанса

На наш взгляд, культура Высокого Ренессанса достигла в своем развитии того пика, с которого неизбежно должно было начаться падение (по крайней мере, с точки зрения, художественного эстетизма). Исходным моментом этого процесса стало.

3. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины

В XIV-XVI вв. культура на территории современной Украины развивалась в чрезвычайно сложных условиях. К ним следует отнести разобщенность земель, отсутствие единого политического центра, социальное и национальное угнетение. Вместе с тем.

4.3 Досуг как условие развития культуры

— В первобытном обществе духовная культура формируется как продукт досуговой деятельности людей, т. е. деятельности непроизводительной, совершающейся в свободное от производительного труда время. — Первыми людьми.

3.1 Предпосылки развития материальной культуры

Новым эталоном в истории мировой культуры стала художественная культура Возрождения, основу которой составляет принцип гуманизма — утверждение достоинства и красоты реального человека, разума и воли, творческих сил.

Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России

Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Одна лишь нужда создает искусство. Феокрит Одним из первых следствий грехопадения явился раскол, случившийся собственно в человеке, — раскол душевного чувства и ума.

2. Периодизация развития культуры

культура постмодернизм просвещение серебряный век Первый период начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тысячелетии до н.э. Это самый протяженный по времени и возможно наименее изученный период.

Антропогенез и предпосылки развития культуры.

Наиболее ранние находки «homo» двух видов, как уже упоминалось выше, были обнаружены в тропической Африке, в районе Великих африканских озер, так что этот континент теперь признан (большинством.

1. Причины и этапы возникновения специфической советской культуры

Первая мировая война обострила все внутренние противоречия в воюющих государствах. В ряде стран произошли революции. Россия оказалась самым слабым звеном «в цепи империализма». Сначала государство потрясла Февральская революция в 1917 году.

http://cult.bobrodobro.ru/10704

Распад арабского халифата;

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.
Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.
Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в хали­фат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распрост­ранилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».
Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.
Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набе­гов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль нача­ли играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ис­лам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.
В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.
Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.
Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.
Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазе-литы (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.
Историческое наследие Арабского халифата
Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы Древне­го мира и Средних веков, был недолговечным государственным об­разованием, арабские завоевания оказали большое влияние на раз­витие народов Евразии.
Благодаря распространению ислама и арабского языка, который использовался не только в молитвах, но и при решении проблем светской жизни, возросла степень единообразия жизни народов на обширных территориях — от Западной Африки до границ Китая.
Это, в свою очередь, способствовало развитию торговли и ремесла. На завоеванных землях строились дороги и ирригационные соору­жения, стали использоваться водяные и ветряные мельницы.
Значительного развития в исламском мире достигли научные и технические знания. При покорении Египта арабы разрушили биб­лиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели считали, что никакие другие книги, кро­ме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои насе­ления обратились к античной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристотеля, Птолемея и Эвклида пробудился в Западной Европе в значительной мере под влиянием арабов.
Больших успехов арабские ученые достигли в изучении истории, географии, медицины, астрономии, математики. Арабы раньше евро­пейцев начали применять огнестрельное оружие. В начале XII века у них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и раз­рывными бомбами. (У европейцев артиллерия появилась лишь в на­чале XIV века.) Европа заимствовала у арабов как десятеричную си­стему исчисления, так и связанные с нею слова — «цифра», «алгебра», «алхимия», «тариф» и др. Широкую известность при­обрела арабская поэзия.
Вопросы и задания
· Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова.
o Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских племен? Почему межплеменные войны были частым явлением среди арабов?
o Расскажите о возникновении ислама. В чем отличие мусуль­манской веры от других мировых религий? Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?
· Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось поко­рить огромные территории и подчинить народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития. Сформули­руйте особенности государственного устройства Арабского халифата.
· Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов?
· Укажите факторы кризиса Арабского халифата. Какую роль в обострении противоречий играли религиозные разногласия?
· Перечислите достижения халифата. В каких областях знаний преуспели арабские ученые? Объясните причины сравнитель­но высокого уровня научного развития арабов.
Тема 8. Византия после крушения Западной Римской империи
Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи. Западные королевства рассматривались ими как варварские.
Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую им­перию была предпринята при Юстиниане I(правил в 527—565). Ви­зантии удалось захватить большую часть Италии и Северную Афри­ку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.
Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, — «греческий огонь». Тайна его состава так и осталась нераскрытой. Предпо­лагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напал­ма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали кораб­ли противника на море, осадные орудия.
Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племен­ные союзы, подкупать их вождей.
Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабо­сти, в первую очередь связанные с характером осуществления власти.
В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов. Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть которого считалась священной, име­ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая верти­каль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (стратегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огромными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им­ператоре Льве VI (правил в 886—912) ликвидировались остатки го­родского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торговцы были приписаны к корпорациям. Их чле­ны пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства, ме­сто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.
Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави­тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), рос­ту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и за­говоров.
Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед уг­розой переворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе­раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна ди­настия не смогла долго ее удерживать.
По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смер­тью, остальные были свергнуты или пали жертвой покушения.

http://studopedia.su/9_27791_raspad-arabskogo-halifata.html

§15. Экспансия ислама

Подробное решение параграф §15 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014
1. Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова. Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских племен? Почему межплеменные войны были частым явлением среди арабов?
Основная часть Аравийского полуострова представляет из себя пустыню. В отдельных оазисах возможно земледелие и садоводство. Благодаря воде и плодовым деревьям оазисы кажутся кусочками рая по сравнению с окружающими безводными землями. Но на большей части полуострова возможно только кочевое разведение животных, в основном верблюдов. При этом через Аравийский полуостров в I т. н.э. проходили важные торговые пути из Африки в Азию, потому многие местные кочевые племена занимались торговлей, грабежом торговых караванов или их охраной (чаще всего всем одновременно). На пересечении торговых путей возникали относительно крупные города.
При скудности природных ресурсов важным источником дохода являлись грабежи соседних племён: скот у соседей увести проще, чем сельскохозяйственные продукты, потому среди кочевых скотоводов межплеменных грабежей всегда больше. Кроме того, большую ценность в качестве военной добычи имели ценности, привезённые торговцами из-за пределов полуострова.
2. Расскажите о возникновении ислама. В чем его отличие от других мировых религий? Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?
Ислам возник из проповедей пророка Мухаммада, которому это учение было открыто свыше через ведения. Мухаммад долго проповедовал в родной Мекке, но лишь немногие прислушивались к нему. Настоящий успех он получил после переселения его вместе со сторонниками в 622 г. в город Ясриб (позже в честь роли этого города в возникновении ислама его переименовали в Медину). Это переселение в исламе называется хиджрой и считается важнейшей датой – исходной точкой летоисчисления. В Ясрибе Мухаммад стал правителем города и через 10 лет распространил ислам военным путём по всему Аравийскому полуострову, включая Мекку.
Ислам относиться к числу религий спасения, его учение основано на догматическом тексте – Коране. Часть мусульман (сунниты) почитают также сунны (дополнения к Корану), в то время как шииты их отрицают. Ислам сложился на территории, на которой, видимо, уже имели некоторое распространение иудаизм и какие-то из христианских сект, ислам вобрал в себя многие их черты. Например, ислам почитает одинаковых с христианами пророков, Иисус там также считается пророком, которого неправильно поняли последователи. Кроме того, ислам включает и некоторые, скорее всего, доисламские традиции Аравийского полуострова (поклонение в святилище Кааба в Мекке) и всех семитов (обрезание для мужчин и запрет на употребление свинины). Несмотря на все сходства с другими монотеистическими религиями у ислама есть существенные отличия от них:
— строгий монотеизм (даже христианскую троицу мусульмане считают многобожием);
— более строгая, чем у других монотеистов регламентация культа (включая пятикратные ежедневные молитвы с лицом обращённым строго на Мекку, регулярные порой весьма жёсткие посты и другие нормы);
— обязательность паломничества (каждому мусульманину предписано хотя бы раз в жизни совершить так называемый хадж в Мекку);
— достаточно строгие патриархальные порядки:
— строгая регламентация повседневной жизни в соответствии с нормами шариата;
— классический ислам является воинствующей религией, которая делит весь мир на два дома: ислама и войны:
— ислам изначально весьма лояльно относился к другим монотеистическим религиям (перелом произошёл в эпоху крестовых походов).
В создании Арабского государства ислам сыграл решающую роль, так как именно Мухаммад с опорой на Ясриб завоевал остальные арабские племена, а последователи пророка распространили завоевания за пределы полуострова.
3. Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось покорить огромные территории и подчинить народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития. Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.
Мусульманам сравнительно быстро удалось покорить огромные территории потому, что эти земли были уже объединены в большие государства, оставалось только разбить войска их центральных правительств вместо того, чтобы покорять каждый город в отдельности. Относительно лёгкую победу над Византией и Ираном сами мусульмане объясняют помощью Аллаха. Действительно, момент для начала завоевания оказался очень удачным: незадолго за него закончилась тяжелейшая в истории война между этими двумя государствами, которая ослабила оба, причём в большей степени это касалось проигравшего Ирана, который пал первой жертвой арабов. В борьбе с Византией помогла разобщённость вражеского общества. Правители Константинополя устраивали гонения на последователей неканонических христианских учений, которые порой составляли большинство населения пограничных провинций; в то время как мусульмане терпимо относились ко всем христианам. Потому недавние византийцы массово переходили на службу к новым правителям. В частности, благодаря этому арабам (жителям пустыни), удалось в кратчайшие сроки организовать мощный военно морской флот, который сразу стал одерживать победы.
К особенностям государственного устройства созданного арабами халифата можно отнести следующие:
— в халифате сложился синтез арабских и местных традиций управления, многие арабские чиновники были выходцами из местного населения;
— вся государственная жизнь была подчинена религиозным требованиям, ведь халиф был главой и государства, и всего ислама;
— в халифате не сложилось слоя феодальных рыцарей: знать получала земельные наделы за службу, но не в полную наследственную собственность;
— мусульманские правители не притесняли христиан и иудеев, только облагали их дополнительным налогом – лояльное отношение помогало сохранять спокойствие в обществе, а дополнительный налог косвенно стимулировал распространение ислама:
— остальные верования оказались под запретом, потому, к примеру, в Иране, где господствовал зороастризм, началась тотальная исламизация.
4. Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов?
В целом наблюдался синтез между культурой арабов и покорённых ими народов, тем более, что у завоевателей не было опыта в управлении столь обширными территориями, мореплавании и многом другом. В религиозном плане проводилась медленная ненасильственная, даже полностью неосознанная исламизация христиан и иудеев (которая проявлялась только в виде дополнительного налога) и тотальная обращение в ислам сторонников других культов, признанных языческими, включая зороастризм.
5. Подготовьте сообщение о возникновении различных направлений в исламе, используя справочные издания и материалы Интернета.
Основной критерий, ставший толчком к расколу исламской религии, изначально лежал в вопросе о характере и природе верховной власти в мусульманском государстве. Часть мусульман сформулировала концепцию, согласно которой власть передаётся решением общины (уммы) самому уважаемому мусульманину из племени курайшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммад. Другая часть мусульман признала семью и прямых потомков пророка (ахль аль-бейт) его единственными законными наследниками и духовными преемниками.
Незадолго до своей смерти Мухаммад объявил своим наследником на посту лидера всех мусульман своего двоюродного брата и зятя Али. Однако после смерти пророка халифом старейшины избрали Абу Бакра (который был одним из тестей Мухаммада), потом Умара ибн аль-Хаттаба, а после него Усман ибн Аффан.
В июне 656 года недовольные политикой Усмана мусульмане осадили его дом, а сорок дней спустя ворвались внутрь и убили халифа. Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом был избран Али. Однако, наместник Сирии и троюродный брат Усмана, Муавия из семейства Омейядов, отказался присягать новому халифу, как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Кроме него, против Али выступили также ближайшие сподвижники пророка, шурин Тальха ибн Убайдулла и двоюродный брат аз-Зубайр, а также супруга пророка Аиша. Результатом стала серия гражданских войн в результате которых Али погиб, на престоле халифа утвердился Муавия, основавших династию Омейядов.
Из сторонников Омейядов образовались сунниты. Они признали законность свершившегося и читли составленные дополнения к Корану – сунны. Но суннитам не удалось полностью уничтожить сторонников убитого Али, которые образовали шиитскую ветвь ислама. Шииты не признали сунны. Они считают Али единственным законным халифом, всех его предшественников после Мухаммада и последователей на престоле – узурпаторами. Потому главное для них религиозное событие в году – день смерти Али, день скорби по истинному халифу, которого не удалось уберечь. Шииты верят в существование скрытого халифа и ожидают его пришествия, выявления для людей.
Также в ходе гражданских войн выделились хариджиты, которые признают законными только первых двух халифов. Однако хариджиты сегодня являются практически исчезнувшей ветвью ислама, потому на них не стоит останавливаться подробно.
В середине VIII в. Омейяды были свергнуты, последний их представитель утвердил свою власть на Иберейском полуострове, образовав там Кордовских халифат. Победа новой династии Аббасидов (возводившей себя к дяде пророка Мухаммада) изначально выглядела как победа шиитов. Но вскоре Аббасиды разошлись с основным шиитским течением, их сторонники приняли суннизм, что, конечно, не отменило противоречий с Кордовским халифатом, где правила последняя уцелевшая ветвь Омейядов. С этих пор противостояние суннизма и шиизма продолжается до наших дней, мусульманские страны, а нередко и общество одной страны разделено на сторонников этих двух учений, что вызывает множество конфликтов.
На протяжении веков шиизм не оставался единым, внутри него выделялись отдельные секты, некоторые – крайне радикальные. В начале X века на территории Ифрикии (современный Тунис) вспыхнуло восстание исмаилитов. Эта секта решила, что скрытый халиф уже пришёл. Им объявили некого Убейдаллаха и начали активные боевые действия против всех остальных мусульман. В 930 году наиболее радикальное течение исмаилизма, давно уже не дававшее проезда паломникам в Мекку, решило окончательно уничтожить хадж; внезапно напав на Мекку, оно произвело страшную резню и похитило Чёрный камень. Только в 951 году святыня была возвращена мусульманам за огромный выкуп.
Разделение ислама происходило и по другим причинам. В частности мутазилиты изначально выделились из общей среды мусульман на основе чисто теологических споров о свободе воле верующего. Кроме того они обратили внимание на роль Корана в исламе. В каноническом исламе считается, что Коран не был создан, что существовал у Аллаха извечно, что мутазилиты посчитали поклонением Корану наравне с Аллахом, то есть многобожием. Как видно, изначально это течение интересовали число теологические вопросы. Но в Арабском халифате вопросы веры и государственной политики были тесно переплетены. Приход к власти представителей мутазилитов привёл к допросам населения, людей под угрозой пыток или даже смерти заставляли признать, что Коран не существовал изначально, но был создан Аллахом, как всё остальное в мире.
Некоторые мусульманские секты изначально не стремились к власти и пытались сформировать большой круг сторонников. Большинство из них объединены в понятие суфиев, хотя на самом деле это не единое течение. В основном суфии ратуют за различные формы аскетизма и многочисленные мистические и полумистические практики.
6. Укажите причины кризиса Арабского халифата. Какую роль в обострении противоречий играли религиозные разногласия?
— оставшиеся с древности, предопределённые самими природными условиями различия в хозяйственном укладе различных территорий халифата;
— наличие между некоторыми территориями халифата естественных природных барьеров;
— сепаратизм местной знати, получавшей всё большие полномочия от центральных властей;
— всё более широкое использование в армии халифата наёмников, которым выгоднее было поддержать непосредственно платившую им местную знать;
— определённую, но несравнимо меньшую по сравнению с сепаратизмом знати роль играли восстания беднейших слоёв населения;
— наличие острых противоречий между различными течениями ислама.
Религиозные разногласия порой также играли видную роль в распаде халифата. Как, к примеру, в случае с образованием исмаилитами Фатимидского халифата на территории Египта и во многих другихситуацих. Однако без сепаратизма местной знати они не смогли бы привести к таким масштабным последствиям.
7. Перечислите достижения халифата. В каких областях знаний преуспели арабские ученые? Как вы думаете, в чем состояли причины столь высокого уровня научных знаний арабов?
В арабском мире, в отличии от христианского, не было разрыва между античной и средневековой научными традициями. Наоборот, арабские учёные полностью основывались на переводах греческих и римских авторов. Из-за этого им, в отличии от европейцев, ничего не пришлось открывать заново. Благодаря такой преемственности арабам удалось добиться больших успехов в математике, астрономии, алхимии (соответственно, химии), архитектуре и т. д.

http://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/zagladin/15

Причины высокого уровня научного развития арабов

ВКЛАД АРАБОВ В НАУКУ

Математика

Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).
Известен трактат «Книга о механике», принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы – трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями. В переработанной им «Арифметике» Диофанта – «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабалла») — были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый – энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 — ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.
Астрономия
Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.
В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Кроме того, арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики.
Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.
География

Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:
— «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
— «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)
— «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию
— 20 трактатов Масуди (X в.)
— «Книга путей и царств» Истахри
— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
— многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
— «Путешествие» Ибн Баттуты.
Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34\’0\». Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34\’45\». Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.
Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.
Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. «Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.
Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни \»Собрание сведений о познании драгоценных минералов\», в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Им были написана также книга «Минералогия».
Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.
При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».
Медицина
Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Авиценна родился в 980 году, а умер в 1037 году. Начав с профессии финансового инспектора в налоговом управлении, он пришел к должности визиря.
Несмотря на раннюю смерть вследствие чрезмерной работы и удовольствий, его труды внесли значительный вклад в развитие медицины. Его основное медицинское произведение, «Канон врачебной науки» включает философию, гигиену, патологию, терапию и медицинский материал. Здесь он так хорошо описал болезни, как до него еще никто их не описывал. Переведенные на большинство языков мира, произведения Авиценны на протяжении шестисот лет были универсальным медицинским кодексом; они послужили основой для медицинских исследований во всех университетах Франции и Италии. Их повторно печатали до XVIII века, и прошло не более полувека с тех пор, как их перестали комментировать в университете Монпелье. Не меньше, чем науку Авиценна любил удовольствия, а их излишества, как мы уже упоминали ранее, сократили его дни; это наводит нас на мысль о том, что вся его философия не смогла ему принести мудрость, равно как и его медицинская наука – здоровье.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

http://arabistika.by/science.html

Культура стран халифата: особенности и история. Вклад Арабского халифата в мировую культуру

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: \»Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика\».
Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.
Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.
В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.
Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами — вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма \»Шахнамэ\».
Знаменитые сказки \»Тысяча и одна ночь\» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.
Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.
Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

http://fb.ru/article/160578/kultura-stran-halifata-osobennosti-i-istoriya-vklad-arabskogo-halifata-v-mirovuyu-kulturu

Добавить комментарий

1serdce.pro
Adblock detector