В чем причины высокого уровня развития культуры в Арабском халифате и развития образования в — Школьные

Содержание

В чем причины высокого уровня развития культуры в Арабском халифате и развития образования в Византии?

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

loaemg68745

Византия занимает особое место в истории европейской культуры.
Ее культура возникла в государстве, существовавшем с конца IV до середины XV в. со столицей Константинополем (ныне Стамбул) после раздела Римской империи на две части – восточную и западную. Своё название государство получило позже; сами византийцы гордо называли себя ромеями.
Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской империи, состоит в том, что Византия возникла и существовала в своего рода пограничной ситуации.
Византия была частью античного мира, но именно там, в Византии, возникла и достигла наивысшего расцвета православная ветвь средневековой культуры.
Для культуры Византии характерны одновременно торжественная пышность и духовность, изящество формы и глубина мысли.
К особенностям византийской культуры можно отнести:
1) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;
2) сохранение традиций античной цивилизации, послуживших впоследствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса;
3) крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества;
4) формирование православия, повлиявшего на философско-богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей.
В Византии: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера, собор.
ЮСТИНИАН 1
Арабский Халифат – название государства, образовавшегося в результате арабских завоеваний VII-IX вв. Рождение арабской культуры тесно связано с появлением Халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше арабов.
Помимо собственно арабского элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т. д.
Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры.
Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции.
Но наибольшее влияние на культуру стран
Арабского халифата оказали народы Средней Азии. (ремесло, сельское хозяйство и т. д)
Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама – одной из трёх наиболее распространённых религий мира, которая представляет собой не просто мировую религию, а целостную неповторимую культуру.
В Арабском халифате: мечеть, минарет, медресе, арабески, мулла, михрабу, имам.
МУХАММЕД

http://znanija.com/task/26067058

арабский мир наука
Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, — Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки [4]. Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии [5].
На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульмане создали общество, которое в Средние века было научным центром мира [3].
Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья.
Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук.

Причины высокого развития арабской культуры

Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации — правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.
В результате широкого распространения Ислама по планете — от Индии до Испании — мусульмане приобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыграли большую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей. Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили росту интеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу в различных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования до медицинского обслуживания и транспорта [2].
Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства [1]. Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне [5] научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небесными светилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы — медресе [3]. В некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями [5].

http://studbooks.net/611561/kulturologiya/prichiny_vysokogo_razvitiya_arabskoy_kultury

Урок 21: «Культура Арабского халифата»

Урок 21:«Культура Арабского халифата».
Цель урока: Раскрыть основные причины высокого уровня развития культуры арабов. Ознакомить учащихся с основными достижениями в области науки и искусства халифата. Способствовать пониманию учащимися вклада арабов в развитие мировой культуры.
План изучения нового материала:

  • Причины высокого уровня культуры Арабского халифата.
  • Успехи в ремесле и сельском хозяйстве.
  • Образование и наука.
  • Литература.
  • Быт.
  • Искусство.
  • Вклад арабов в мировую культуру.
  • Проверка знаний учащихся проводится учителем таким образом, чтобы они продемонстрировали понимание причин и закономерностей распада Арабского халифата. В этих целях предлагается проведение исторического диктанта.
    Исторический диктант по теме: «Арабский халифат»

  • Город, в котором родился Мухаммед. (Мекка)
  • Главная языческая святыня арабов в Мекке. (Кааба)
  • Основатель мусульманской религии ислам и основатель Арабского государства. (Мухаммед)
  • Кто такие бедуины? (кочевники-скотоводы)
  • Что означает слово «ислам»? (покорный богу)
  • Что означает слово «мусульманин»? (человек, покорный богу Аллаху)
  • Главная обязанность мусульманина. (вера в бога Аллаха)
  • Города, главные религиозные центры, места поклонений (Мекка, Медина)
  • Какое событие сыграло решающую роль в объединении арабов, в создании единого государства? (принятие религии ислам)
  • Священная книга мусульман. (Коран)
  • Назвать дату начала мусульманского летосчисления. (622 год)
  • Что означает название «Медина»? (город пророка)
  • Кого мусульмане считают автором Корана? (Аллаха)
  • Как называются правила жизни мусульман? (шариат)
  • Кто такие кадии? (судьи, знатоки Корана)
  • Назовите еще 4 обязанности мусульманина. (5 раз в день молиться, соблюдать пост в рамадан, подавать милостыню, 1 раз совершить паломничество в святые места)
  • Назвать дату основания Арабского государства. (630 год)
  • Что такое «джихад»? (война с неверными)
  • При рассмотрении новой темы учитель должен обратить внимание учащихся на то, что в завоеванных арабами странах наряду с исламом широко распространяется арабский язык. Он становится языком науки и литературы, недаром его называют «латынью Востока».
    Вопрос по карте:
    Достижения культуры каких народов, населявших Арабский халифат, способствовали высокому уровню развития культуры арабов?
    Арабская культура объединила в себе достижения культуры сирийцев, египтян, иранцев, народов Средней Азии.
    Учащиеся могут отметить в тетради следующие причины высокого уровня культуры арабов:

  • В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира.
  • Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению.
  • Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.
  • В ходе беседы можно предложить учащимся вспомнить какие открытия и изобретения арабских ремесленников им известны. В процессе обсуждения учитель дополняет ответы учащихся и приводит примеры, свидетельствующие об успехах арабов в развитии ремесла и сельского хозяйства:

    • открытие дамасской стали;
    • в изготовлении из стали зеркал;
    • в изготовлении бумаги;
    • в производстве шелка, шерсти, парчи;
    • в производстве кожи;
    • в производстве сахарного тростника и риса;
    • в развитии садового искусства.

    Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке.
    Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей.
    В Арабском халифате было много школ, образованных людей, ученых. Ни одна страна в Европе не могла соперничать в этом с арабами.
    Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы – медресе.
    При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые.
    В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов.
    Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки:
    Математика:

    • арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу);
    • знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда;
    • создали алгебру – Аль-Хорезми;
    • могли вычислить длину окружности;
    • знали число «пи».

    Астрономия:

    • наличие обсерваторий в крупных городах;
    • вычисляли затмения, движение планет;
    • приблизительно вычислили окружность земли;
    • описали расположение видимых звезд, дали им названия;
    • Аль-Бируни (конец Х – начало ХI вв.) – Земля вращается вокруг Солнца.

    • Масуди – создал карты известных арабам стран;
    • сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков;
    • описание стран, входящих в состав Арабского халифата;
    • делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие.

    Ботаника:создали первую классификацию растений.
    Физика: знали законы оптики.
    Химия: умели получать спирт и серную кислоту.
    Медицина:

    • Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х – начало ХI вв.) – создал 100 трудов, основной из которых — «Медицинский канон». Глава науки на Востоке.
    • человек заражается через воду и воздух;
    • описал признаки многих болезней;
    • лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях;
    • Захария – все знания по медицине свел в единую систему;
    • Захравий – хирург – перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.

    Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) – научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Наука может признать ложными религиозные догматы. Учение о «двойственной истине».
    История:

    • прославляла завоевания арабов;
    • в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.

    Вывод: Арабские науки – мост, соединивший средневековую Европу с античной культурой через Испанию. Арабские науки в то время намного опережали по уровню развития европейские. Труды арабских математиков и астрономов послужили основой для развития средневековой науки Европы.
    В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры:
    Эпические Любовная Религиозная Придворная
    сказания лирика поэзия поэзия
    Учитель может использовать на уроке материалы из учебника М.Бойцова, Р.Шукурова «История средних веков». М.: МИРОС, 1994.
    Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь», который включил в себя предания и легенды многих народов.
    Богатая поэзия халифата достигла особенного расцвета в Иране и Средней Азии.
    Фирдоуси – поэма «Шах-наме» («Книга царей») – о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн.
    При рассмотрении данного вопроса учитель вместе с учащимися должны отметить, что большое влияние на образ жизни и быт население Арабского халифата оказывал ислам. При дворах эмиров и халифов высоко ценилось умение слагать стихи, музицировать, готовить изысканные блюда. В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида – Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман:

  • ввел правило носить разную одежду в разные сезоны;
  • убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной;
  • установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт;
  • любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники;
  • изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции;
  • музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).
  • Особенности развития архитектуры Востока:
    мечети – мусульманские храмы
    Особенности мечети:

  • квадратные здания с прямой крышей или куполом;
  • украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами – арабески;
  • Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда;
  • Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок;
  • Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности;
  • Нет икон и фресок, святое место – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой;
  • Рядом с мечетью башни – минареты.
  • Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн, мечеть в Кайруане.
    Дворцы: Альгамбра в Гранаде, Львиный дворик в Кордове, Алькасар в Севилье.
    Демонстрация видеофильма об Альгамбре.
    орнаментарные рисунки миниатюры в книгах
    в мечетях – арабески (изображали людей – живые,
    красочные, динамичные, эмоциональные)
    Вклад арабов в мировую культуру:

  • Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.).
  • Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции.
  • Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов;
  • Арабы – посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.
  • При наличии возможности в целях закрепления изученного материала учитель может провести фронтальный письменный опрос по теме: «Арабы в VI-ХI вв.».
    Арабы в VI-XI веках”
    1. Арабы — кочевники были :
    б) миролюбивыми землепашцами;
    г) строго соблюдали обычаи рода.
    2. Выберите правильные ответы:
    а) ислам способствовал объединению арабских племен в единое
    б) принятие ислама не отразилось на жизни арабских племен;
    в) ислам способствовал развитию мировой культуры;
    г) ислам способствовал сохранению родо-племенных отношений.
    д) ислам не влиял на положение женщины в обществе.
    3. Соотнесите термины, имена и события:
    А) Бедуины; а) родина ислама;
    Б) Суры; б) государство арабов;
    В) Аравийский полуостров; в) новая религия;
    Г) Шариат г) главы в Коране;
    Д) Халифат; д) арабские кочевники;
    Е) Шииты. е) правила поведения мусульман;
    ж) течение в исламе.
    4. Кто он ?
    а) “Он единственный, он могучий. Не рождал и не был рожден, и не
    было никого, подобного ему никогда”.
    б) Великий среднеазиатский ученый — астроном, географ, историк.
    в) Современник Карла Великого, герой знаменитых сказок “Тысяча
    и одна ночь”, правитель Багдадского халифата.
    5. Соотнесите даты и события:
    А) начало VII в.; а) смерть пророка Мухаммеда;
    Б) 622 год; б) поражение арабов у города Пуатье;
    В) 630 год; в) начало мусульманского летоисчисления;
    Г) 632 год; г) образование Арабского халифата;
    Д) 732 год. д) начало распада родо-племенных отношений у
    е) начало вторжения арабов на Пиренеи.
    6. Какие страны и регионы были завоеваны арабами и вошли в
    а) Северная Африка; е) Швеция;
    б) Франкское государство; ж) Афганистан;
    в) Средняя Азия; з) Иран;
    г) Сирия; и) Пиренеи.
    д) Дания;
    7. Назовите основные причины побед арабов в завоевательных
    походах.
    8. Мусульманская школа при мечети называется:
    в) имамат.
    9. По какому признаку ислам объединял людей разных стран:
    а) по отношению к арабам;
    г) по традициям.
    10. Определите, что характерно для Запада (христианство), а что для
    Востока (ислам). Что общего ?
    А) Запад; а) строили церкви;
    Б) Восток. б) священная книга — Коран;
    в) религия духовно объединяла людей;
    г) в религии были разные течения;
    д) строили мечети;
    е) священная книга — Библия;
    ж) религия укрепляла светскую власть;
    з) есть сословие ”которое молится”.
    Арабы в VI-XI веках”
    1. Основным занятием оседлых арабов было:
    г) разведение виноградников и садов.
    2. Выберите правильные ответы:
    а) ислам — новая мировая религия, возникшая в средние века;
    б) принятие ислама способствовало сохранению родо-племенных
    в) ислам не влиял на развитие культуры арабов;
    г) ислам привлекал множество людей простотой и доступностью
    основных правил поведения;
    д) ислам влиял на положение женщины в обществе.
    3. Соотнесите термины, имена и события:
    А) Коран; а) начальная дата мусульманского летоисчисления;
    Б) Хиджра; б) правила поведения мусульман;
    В) Аллах; в) священная книга мусульман;
    Г) Кааба; г) единый бог мусульман;
    Д) Шариат; д) священное место мусульман;
    Е) Халиф. е) новая мировая религия;
    ж) правитель арабского государства, “заместитель”
    а) Житель Мекки, получивший “откровения”, которые были
    записаны в единую книгу, ставшую священной.
    б) Ученый средневековья — медик, философ, поэт, автор более 100
    в) Двоюродный брат Мухаммеда, предъявивший претензии на трон
    халифа, основатель шиитского течения в исламе.
    5. Соотнесите даты и события:
    А) 570-632 гг.; а) правление Харуна ар-Рашида;
    Б) 610 год; б) образование арабского государства;
    В) 630 год; в) даты жизни и смерти Мухаммеда;
    Г) 768-809 гг.; г) начало Мухаммедом своих проповедей;
    Д) середина VIII в.; д) начальная дата мусульманского
    е) образование самостоятельного
    государства — Кордовский эмират.
    6. Какие страны и регионы были завоеваны арабами и вошли в
    а) Киевская Русь; е) Скандинавия;
    б) Италия; ж) Средняя Азия;
    в) Пиренейский полуостров; з) Закавказье;
    г) Египет; и) Палестина.
    д) Индия;
    7. Назовите основные причины распада Арабского халифата.
    8. Мусульманские храмы называются :
    в) михрабу.
    9.Общими характерными чертами для ислама и христианства
    а) равенство всех людей перед Богом;
    б) нравственное поведение;
    в) вера в святую Троицу;
    г) милосердие.
    10. Определите, что характерно для Запада (христианство), а что для
    Востока (ислам). Что общего ?
    А) Запад; а) строили мечети;
    Б) Восток. б) священная книга — Библия;
    в) строили церкви;
    г) религия укрепляла власть правителя;
    д) священная книга — Коран;
    е) религия духовно объединяла людей;
    ж) основание монастырей;
    з) наличие сословия “которое молится”.
    (А) — § 15; (Б) — § 13; (Бр) — § 13; (В) — § 10 (3, 4, 5); (Г) — § 3.3, сс.60-61; (Д) — § 11, сс.94-96;

    http://ist.na5bal.ru/kultura/5514/index.html

    Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.

    Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.

    Вопросы

    Задай свой вопрос по этому материалу!

    Поделись с друзьями

    Комментарии преподавателя

    1. \»Пять столпов\» ислама.

    Вся культура стран Халифата в период раннего Средневековья была связана с зародившейся на этой земле новой религией — исламом, основоположником которой стал пророк Мухаммед. Поклонники новой религии стали именоваться мусульманами (т.е. «вручившими себя Богу»), а сама же основанная Мухаммедом религия получила названиеислам («покорность Богу»). Мухаммед говорил о себе только как о последнем пророкепечати пророков»), который был послан Богом для вразумления людей. Среди своих предшественников он называл Мусу (Моисея), Юсуфа (Иосифа) и Ису (Иисуса).

    После смерти Мухаммеда высказанные им мудрые изречения (откровения, переданные ему Богом) были сведены в главы (суры) и составили Священную книгу мусульман — «Коран» (по-арабски «чтение»), которая поныне является основным источником исламского вероучения.
    Вероучение ислама опирается на \»пять столпов\». Все мусульмане должны верить в единого Бога —Аллаха и пророческую миссию Мухаммеда. Исламский «символ веры» выражается словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Для мусульман обязательна пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва в мечети. Все мусульмане должны соблюдать пост и священный месяц Рамадан и хотя бы однажды совершить паломничество в Мекку — хадж. Эти обязанности дополняютсядолгом в случае необходимости участвовать в священной войне за веру — джихаде.

    2. Арабская литература.

    В VII—X вв. для всего огромного региона от Мавераннахра до Испании языком межнационального общения стал арабский язык. Культуру этого региона условно называютарабской, или мусульманской.
    Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII — XI вв. В начале этого периода были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский язык Средневековья.
    Поэзия тех времен во многом продолжала старые традиции, сохраняя свой жизнерадостный тон и воспевая старые традиции, любовь, веселье, вино.
    В прозе был популярен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X—XI вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок народов ближайших к арабам стран.

    3. Развитие архитектуры.

    Архитектура в странах Халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Наибольшей известностью пользуются культовые и дворцовые здания. Это

    • мечеть Амра в Фустате (VII в.),

    • соборная мечеть в Куфе (VII в.),

    • знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске.

    Уже при Омейядах стали возводить купола и минареты.

    4. Развитие науки.

    Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представлявший собой соединение своего рода библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.
    В IX в. во многих городах Халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В X в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы—Мадраса (медресе).
    Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинисти-ческое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорцев. Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IХв.),ал-Фараби(Хв.), Ибн Сина. Близкий к карматам философский кружок в Басре («Братья чистоты») составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). Многие из философов и ученых были энциклопедистами. Так, Ибн Сина известен как философ, медик и поэт, ал-Бируни —филолог, историк, математик, астроном.
    К IX—XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святых.
    К занятию прикреплены файл \» Это интересно! \» и файл \»Тест\». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .

    http://www.kursoteka.ru/course/2368/lesson/7719/unit/19965/2

    Культура стран халифата: особенности и история. Вклад Арабского халифата в мировую культуру

    Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

    Причины культурного подъема

    В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

    Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: \»Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика\».
    Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

    Наука и философия

    Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.
    Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

    В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.
    В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.
    Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами — вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

    Изобразительное искусство

    Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

    Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

    Изделия из стекла

    Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

    Каллиграфия

    Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

    Литература и поэзия

    На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

    Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма \»Шахнамэ\».
    Знаменитые сказки \»Тысяча и одна ночь\» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

    Архитектура

    Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

    Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.
    Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.
    Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

    http://fb.ru/article/160578/kultura-stran-halifata-osobennosti-i-istoriya-vklad-arabskogo-halifata-v-mirovuyu-kulturu

    Культура арабского халифата

    Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие «А. к.» иногда отождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов).
    Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата.
    Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. 9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли.
    Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта,Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
    В Самарре (столице Халифата в 836—892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.
    Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, — это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.
    Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры — Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.

    http://rgrtu-640.ru/culture/culture17.html

    Причины высокого развития арабской культуры

    Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации — правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.
    В результате широкого распространения Ислама по планете – от Индии до Испании – мусульмане приобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыграли большую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей. Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили росту интеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу в различных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования до медицинского обслуживания и транспорта [2].
    Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства [1]. Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне [5] научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небесными светилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы – медресе [3]. В некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями [5].
    Андреа Паллааио
    Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель .
    Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке
    Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства.[48] В классификацию музейных технологий входят: — Организация музейного фонда и е .
    Формообразование
    Конструкция пресс-формы, количество гнезд в пресс-форме, метод заполнения пресс-формы модельным составом. Пресс-форма для изготовления выплавляемых моделей состоит из трех составных частей. Конструкция пресс-формы обеспечивает извлечение .

    Актуально о культуре

    Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности.

    http://www.todayculture.ru/tcors-585-1.html

    Культура Арабского халифата

    Классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением Халифата зародилась арабская культура. Арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки. Арабы многое переняли у эллинистическо-римской культуры. Тем не менее арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Ислам предопределил культуру ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Ислам стал системой, организовавшей весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата.
    Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, заклинаний, молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекка и Медина. Аллах – это абсолютное совершенство, и продиктованный им свод законов и моральных правил является абсолютной истинностью, вечностью. Они пригодны «для всех времен и народов».
    Под знаменем ислама арабский народ начал свою великую историю, создал обширную империю, арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Ислам сформировал определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от народных, культурных и религиозных предшествующих традиций.
    Для самосознания мусульман государственно-национальная принадлежность играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, т. к. для него все, что «дано», является атрибутом Аллаха.
    Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, созданию художественной культуры. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове. Арабский язык неразрывно связан с Кораном и является существенным элементом арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Арабский язык превратился в официальный язык ученых и философов в течение неполного века.
    Арабский язык был единым языком с VII в., и на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода.
    Мечети – своеобразные университеты. В них обучали всем религиозным и светским наукам. В соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечети, школы, госпитали.
    В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета была воспринята и распространена в Европе. Высокого уровня развития у арабов достигли науки химия, медицина, которые также находили признание в Европе.
    Тенденция к синтезу разной области знаний представлена в сборнике арабских сказок – «Тысяча и одна ночь», отразившем тему ценностей светской арабской культуры IX–X вв. Поэзия VII–VIII вв. воспевала воинские подвиги, веселье, вино, любовь. Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, т. к. ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи, скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству.
    В исламской живописи присутствует орнамент и абстракция. Каллиграфия – наиболее благородное визуальное искусство ислама.
    Для мусульманского искусства характерны:
    1) повторение выразительных геометрических мотивов;
    2) смена ритма и диагональная симметрия. Арабеска – специфический мусульманский орнамент, типичный пример арабо-мусульманской художественной культуры. Арабы усвоили достижения иранского, римского зодчества. Развивалось искусство миниатюры. Миниатюры украшали рукописные, медицинские труды, сборники сказок, литературные сочинения.
    Дата добавления: 2014-12-09 ; просмотров: 2299 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    http://helpiks.org/1-46102.html

    Добавить комментарий

    1serdce.pro
    Adblock detector