Почему во время молитвы я испытываю сердечную боль?

Содержание

Вопрос священнику

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Задать вопрос священнику

Почему во время молитвы я испытываю сердечную боль?

Здравствуйте, батюшка! Вопрос по молитве. Пытаюсь приблизиться к ней по-настоящему. Последнее время испытываю сердечную боль во время молитвы. После окончания оной боль прекращается. Не могли бы вы прокомментировать данное явление?

Доброго! Я не уверен, что понимаю Вашу ситуацию. Возможно, это бесовское искушение, когда бес, ненавидящий молитву, через психосоматику пытается нас лишить Богообщения. Чтобы мы, боясь боли, оставили труды. Бывает так, что христианин, прочитав некоторые труды исихастов и подумав, что он все понял, пытается освоить сердечную молитву по их техникам, строясь на дыхательных практиках и фокусировании мысли на определенных частях сердца, принимая определенные позы. Без опытного наставника этот путь может оказаться губительным и привести как к повреждению здоровья, так и ко впадению в прелесть и особое мнение о себе и своих взаимоотношениях с Богом. От чего да избавит нас Господь.
Есть ли у Вас духовный отец — реальный священник, который исповедует Вас, знает Вашу душу и ее проблемы? Только такой наставник при наличии опыта сможет остеречь Вас от возможных прелестных или болезненных состояний. К настоящей СЕРДЕЧНОЙ молитве святые отцы просят готовиться, не быть дерзким в приближении к Свету. Даже на светлом пути христианской молитвы, если подходить к нему, считая себя достойным необычайных откровений, можно найти лукавые ловушки, которые расставляет враг рода человеческого. Ходить по высоким путям в одиночку — рискованно. Теоретическим учебником молитвы может быть Добротолюбие, но там только общее. А я, грешный, попрошу послушать лекции проф. А. И. Осипова о молитве, думаю, что Вы поймете, чему и как Вам стоит научиться. Алексей Ильич подскажет наши общие ошибки. Если болит сердце, значит Вы его надрываете… не торопитесь! Всему свое время!
Прошу Вас прислушаться и серьезнейшие вопросы молитвы, соблюдения постов и иных духовных подвигов решать с наставником, который знает Ваш «пульс», может подсказать то, что необходимо для спасения именно Вам. Без «перегруза» или «недогруза». Дай, Господи, всем нам терпения и смирения!

http://ruvera.ru/vopros/serdechnaya_bol

Болит сердце, когда читаю молитву, почему?

Здравствуйте,подскажите пожалуйста,я когда читаю молитву у меня начинает болеть сердце и спина,после прочтения еще какое то время болит а потом проходит,молитву читаю от порчи за себя.на свое имя,скажите если болит то это хорошо или плохо?
Вообще не читать религиозную чушь. Зомбируете своё сознание, при самовнушении у Вас всё заболит. Один придумал ерунду и все побежали, и продолжается тысячелетиями. Попы на Mersedes -ах меняющие их каждую неделю, а кому то и есть нечего. Если что то болит, то ноги в руки и больницу сдавать анализы и выяснять причины боли у \»Врачей!\» Верить нужно только в себя и в свои собственные силы.
Во имя Овса, Сена и Свиного Ухо. Алюминь.
Не ясно о чем именно, вы тут видите речь.О какой молитве.Молитвы знаете ли, тоже разные есть.Был бы текст или ссылка, а так.
Скорее всего, Вы не молитвы читаете, а заговоры.
Не надо путать одно с другим.Люди часто путают и заблуждаются
Единственная молитва от колдовства в православии, это святым Киприану и Иустине.
Ее используют для защиты от колдовских воздействий и для того что бы снять не сильную порчу.Все остальное, скорее всего не молитвы как таковые, а молитвенные заговоры.Они не являются молитвами.Это магия
Когда вы чиститесь от негатива, может становиться плохо.Потому что во первых: надо уметь правильно с негативом работать и его снимать, во вторых негативная энергия, которую вы изгоняете из себя, цепляется что бы удержаться в вас и поэтому может становится плохо.Это случается при чистках.Особенно, если их выполнять неправильно.Негатив имеет свойство, цепляться за свою жертву
То что вы написали, может означать следующее:

  • Вы не правильно снимаете порчу
  • Этот способ вам не подходит
  • Негативная энергия, цепляется за вас и поэтому во время чистки это происходит
  • Состояние вашего биополя сейчас не подходящее для работы
  • Вы истощены физически и энергетически, больны или недомогаете (если это так, сейчас лучше ничего не делать)

И вообще, сейчас идет Великий пост.Сейчас не время для подобного.На Великом посту не работают.Хотя это смотря что вы используете.Если церковную магию, то этого делать не нужно.И вообще, на исповедь вам надо.От грехов почистится.Сейчас для этого самое время.А потом и с негативом справляться легче будет.Если вы обращаетесь к светлым силам и на вас много грехов, не надо удивляться, почему возникают проблемы или нет результата
Кто вам сказал, что нас вас порча?
Сначала нужно проводить диагностику.И желательно делать это не один раз и разными способами.А еще лучше, найти нормального мастера, что бы он посмотрел, есть ли это или нет.Если диагностика была проведена, я советую это отложить и сейчас заняться своей душой.Боль в сердце, может указывать на скоплении не прощеных грехов.Грехи отягощают душу.Если вы православный человек, значит вам надо исповедоваться пойти и причаститься.Это во первых.Но колдовство это грех в православии и вам придется об этом сказать
Я не знаю что читаете вы, но если вы православный человек и верите в Бога, советую почитать лучше акафист Киприану и Иустине.Его можно купить, в любой церковной лавке.Читать желательно утром и вечером 40 дней, держа бескровный пост.Можно начитывать на святую воду, умываться ей и пить.Подайте на себе сорокоуст за здравие, в трех церквях.Только сначала следует исповедоваться и причаститься.Ибо светлые силы, отворачиваются от грешников
Повторюсь, на время поста лучше это отложить и заняться сейчас подготовкой к исповеди и причастию.В Великий пост, заниматься какой-либо магией, не желательно
Негатив выходит, поэтому и болит.
Но лучше не чистится самостоятельно, если не знаете как.Так же это может означать, что этот способ, не подходит вам

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2426713-bolit-serdce-kogda-chitaju-molitvu-pochemu.html

Что делать, если болит сердце: 5 способов, которые помогут быстро

Но сначала — список симптомов, при которых надо вызывать скорую.

Когда нужно немедленно вызывать скорую

Вот основные признаки 3 Types of Chest Pain That Won’t Kill You того, что вы нуждаетесь в срочной медицинской помощи:

  • Вы испытываете сильную, почти невыносимую боль, которая не проходит 5–10 и более минут.
  • Боль в груди сопровождается одышкой, сложностями с дыханием.
  • Боль отдаёт в левое плечо и руку.
  • Боль сопровождается холодным потом, головокружением, сильной слабостью.
  • Вы почти уверены, что это сердечный приступ. Вам очень страшно.

Перечисленные выше симптомы могут указывать на серьёзные нарушения. Например, развитие инфаркта, воспалительные заболевания сердца (миокардит и перикардит), заболевания аорты, снабжающей сердце кровью, или тромбоэмболию лёгочной артерии.
Каждое из этих состояний смертельно опасно, поэтому экспериментировать с домашними средствами нельзя.

Как понять, что боль в сердце не опасна

В 80–90% случаев нам только кажется What is Noncardiac Chest Pain? , что болит сердце. На самом же деле у недомогания другие, пусть неприятные, но куда менее опасные причины Chest Pain Causes :

  • гастроэнтерологические проблемы;
  • нарушения в работе лёгких;
  • межрёберная невралгия;
  • грудной остеохондроз;
  • различные костно-мышечные нарушения;
  • неврозы и другие расстройства центральной нервной системы.

Предположить именно этот, относительно безопасный вариант можно по трём признакам 3 Types of Chest Pain That Won’t Kill You :

1. Боль похожа на вспышку, моментальна

Если затронуто сердце, боль будет долгой (не менее нескольких минут), неумолимой и одинаково сильной. А вот дискомфорт по типу «Ой, в сердце кольнуло!», который достаточно быстро угасает, скорее всего, симптом физической травмы, перенапряжения или невралгии.

2. Вам становится легче, когда вы двигаетесь

Настоящая боль в сердце усиливается даже от минимальных физических нагрузок.

3. Вам больно дышать

При сердечной боли может возникать одышка и ощущение нехватки воздуха. А вот если вместо этого появляются кашель, болезненность при вдохе, то речь, скорее всего, идёт о проблемах с дыхательной системой (плеврит, воспаление лёгких, астма…)
Выяснить, в чём именно причина неприятных ощущений за грудиной, может только квалифицированный врач.
Поэтому обязательно обратитесь к терапевту или непосредственно кардиологу, если «сердечные приступы» без описанных выше смертельно опасных симптомов донимают вас регулярно или сопровождаются рвотой, кашлем, повышением температуры.
Медик осмотрит вас, оценит анамнез, проведёт дополнительные исследования, включая ЭКГ и, возможно, УЗИ сердца, и назначит лечение либо отправит к другим профильным специалистам: гастроэнтерологу, пульмонологу, ортопеду, неврологу.

Как облегчить боль в области сердца

Ещё раз подчеркнём: настоящие проблемы с сердцем надо лечить только медицинскими препаратами, которые выписал вам врач. Самодеятельность тут недопустима!
А вот облегчить псевдосердечную боль домашними методами вполне можно. Вот способы How to get rid of chest pain at home , которые помогут вам быстро снять дискомфорт за грудиной.

1. Примите нитроглицерин

Этот совет — для случая, если вы волнуетесь, что боль может быть связана с сердечным приступом, а ваш врач ранее уже прописывал вам этот препарат.
Нитроглицерин поможет при стенокардии. А вот если боль связана с другими, несердечными причинами, например остеохондрозом или желудочно-кишечными расстройствами, лекарство не подействует.
С одной стороны, это плохо, поскольку облегчение не наступит. А с другой — хорошо: это признак того, что причина дискомфорта не связана с сердечно-сосудистой системой. Можно переходить к следующим пунктам.

2. Примите аспирин

Во-первых, он обезболивает. Во-вторых, препарат разжижает кровь (уменьшает её свёртываемость). Это улучшает кровоток и может облегчить Chest pain: First aid состояние в тех случаях, когда боль в груди всё-таки связана с неполадками в сердечно-сосудистой системе.
Внимание! Ни в коем случае не принимайте аспирин, если у вас на него аллергия или вы страдаете заболеваниями, связанными с низкой свёртываемостью крови.

3. Сделайте холодный компресс

Или приложите к груди пакет со льдом (замороженными овощами), завёрнутый в тонкое полотенце.
Нередко причиной боли в груди является перенапряжение или растяжение мышц. Например, из-за того, что вы подняли что-то тяжёлое, неудачно повернулись или слишком активно позанимались в тренажёрном зале.
Прикладывайте холодный компресс на 10–20 минут несколько раз в день. Это поможет Chest pain уменьшить неприятные ощущения.

4. Выпейте тёплый чай

Или другой тёплый напиток. Эта рекомендация может сработать в том случае, если боль в груди возникла вскоре после приёма пищи.
Дело в том, что пищевод и сердце расположены рядом и связаны общими нервными окончаниями, из-за чего неполадки с ЖКТ можно спутать с проявлениями ишемической болезни сердца.
Если опасных симптомов, перечисленных в начале статьи, вы не наблюдаете, зато, помимо дискомфорта в грудине, присутствуют отрыжка, изжога, вздутие живота, скорее всего, это ваш вариант.
Американский ресурс Healthline рекомендует Home Remedies for Heart Pain: What Works? выбрать чай с гибискусом. Гибискус не только улучшает самочувствие при некоторых нарушениях пищеварения, но и нормализует Hibiscus, Hawthorn, and the Heart артериальное давление и уровень холестерина, что хорошо сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы в целом.

5. Примите тёплый содовый раствор

Разведите 1/2 чайной ложки соды в стакане тёплой воды. Такой напиток улучшит состояние в том случае, если болевые ощущения в груди вызваны изжогой и повышенной кислотностью желудка.
Учтите: этот способ можно применять лишь в том случае, если вы почувствовали дискомфорт после приёма пищи и не страдаете от диагностированных сердечных нарушений. Дело в том, что пищевая сода, отлично справляющаяся с кислотой, может Baking Soda Can Settle the Stomach but Upset the Heart: Case Files of the Medical Toxicology Fellowship at the University of California, San Francisco навредить сердцу.
Повторим: с сердцем шутки плохи. Серьёзные сердечные нарушения не развиваются мгновенно. Поначалу они дают о себе знать незначительной болью, лёгким жжением в груди, ощущением давления, которое быстро проходит… До первого настоящего приступа вы можете чувствовать недомогание несколько дней, а то и недель.
Важно не оставлять эти признаки без внимания. Если дискомфорт в груди появляется регулярно, как можно быстрее обратитесь к врачу. Тут лучше перестраховаться.

http://lifehacker.ru/bolit-serdce-chto-delat/

Боль – это Божье прикосновение к нашему сердцу

Если люди причиняют нам страдание – это Божьи люди. Ведь боль – это знак, которым отмечает нас Бог. Боль – это Божие прикосновение к нашему сердцу. Поэтому и существуют страдания.
Человек может не ходить в церковь и не исповедаться, но его первый диалог с Богом уже состоялся – через страдание. Эта боль – повод прийти к Богу.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Нет такого человека, у которого нет скорбей, который живет без боли. Поэтому не переживай за тех, кто пока не в Церкви. Не волнуйся – они придут. Нам о себе нужно беспокоиться. Действительно ли мы – церковные люди?
«Ну, Вы-то, конечно, церковный человек, – скажет мне кто-нибудь. – Вы же священник. Если Вы не церковный, то тогда кто?» Да, внешне я церковный человек, но внутри? Являемся ли мы с тобой в своей душе церковными людьми? Да, мы ходим в храм, скромно одеваемся, соблюдаем посты, читаем молитвы, знаем службу, кладем поклоны перед иконами и т.д. Хорошо, что мы делаем все это, но наша внутренняя жизнь также должна быть богоугодной.
Одна женщина сказала мне: «Отче, помолитесь, мои дети – нецерковные. Сын женился и не ходит в церковь!» – «Не волнуйся, – ответил я, – придет и его час, только ты не знаешь, когда. Его час наступит тогда, когда этого захочет Бог, а не ты».
Ты желаешь святой жизни всем людям; а кто-то, может быть, хочет, чтобы все попали в рай. И это совсем не плохо, это богоугодно. Но Господь говорит нам:
«У Меня – Свой ритм, Свое время, Свои способы, Свой план. И Я жду».
Так и этой матери следует научиться ждать. Придет время, и ее дитя обратится к Богу. «Правда? – спрашивает она. – Как это может быть?» Не волнуйся. Думаешь, жизнь не приготовила ему оплеуху? Но эта пощечина не будет наказанием. Это будет повод – какое-то событие, какое-то происшествие, разочарование…
Думаешь, твой сын не разочаруется в людях? Придет время – и ему причинят боль, огорчение, страдание, он почувствует себя покинутым… Какой-нибудь человек совершенно неожиданно скажет ему что-то ужасное, а люди, которым он до этого помогал, начнут презирать его.

И когда в этот момент ему понадобится помощь и поддержка, думаешь, он не найдет Бога? К кому еще он сможет обратиться со своей болью, своей тревогой, как не к Богу? Не ко мне, не к тебе. Мы – люди. Мы не спасаем других людей, мы сами нуждаемся в спасении от Бога.
Поэтому не волнуйся ни о ком, а молись о всех и в своих молитвах доверяйся Божественному Плану. Говори: «Господи, я вверяю все Твоей Божественной Любви. Я скорблю об этом мире, о людях, о своем ребенке – сыне, дочери…» Ты – человек. Как же можно не скорбеть, если у кого-то что-то плохо?
Твой сын ударился в буддизм. А кто-то увлекся восточными религиями. Или магией, или сатанизмом, или какой-то ересью. И мы скорбим. Мы не можем здесь оставаться равнодушными, бесчувственными. По словам апостола Павла, мы плачем и скорбим (2Кор. 1:6-7), но не как те, у кого нет надежды.
У нас есть надежда. Мы проливаем слезы, но с надеждой. Мы испытываем боль, но со Христом, Который дает нам великую надежду. Мы говорим: «Господи, я верю, что Ты сделаешь все лучше всех! Ты – Бог».
Скажу тебе и еще кое-что. Старец Паисий называл благой тревогой то, что испытывает человек, когда начинает тревожиться о своем спасении и о спасении других людей. Но если беспокоиться об этом больше, чем нужно, то это уже будет не благая, а чрезмерная тревога. Мы доходим до предела и начинаем впадать в отчаяние, панику, меланхолию, состояние безнадежности. Это уже нехорошо. Это – не скорбь по Богу.
Разумеется, святые любили людей и плакали о них. Когда они видели человеческие грехи, человеческую жестокость, то их душа начинала скорбеть, и они говорили: «Господи, неужели столько людей получат осуждение на вечные муки? Неужели стольких людей Ты отправишь в ад?»
Святые скорбели, плакали, страдали. Но в конечном итоге они всё доверяли Богу. Потому что в противном случае, если человек, к примеру, не в состоянии спокойно доверить Господу своего ребенка, а продолжает тревожиться и беспокоиться, знаешь, что получается? Фактически мы начинаем критиковать и осуждать Бога.

Ты возразишь мне: «Что Вы такое говорите, как я могу осуждать Господа? Я люблю Его!» – «Любишь?» – «Да!» Да, но когда в твою жизнь приходит отчаяние и тебя охватывает тревога о родных и близких, ты перестаешь доверять Богу и словно говоришь Ему: «Господи, Ты не умеешь управлять миром! Давай я скажу Тебе, как следует поступить! Ты не знаешь, а я знаю. Итак, сделай за месяц моего ребенка таким, каким я хочу его видеть. Пусть он начнет ходить в церковь, исповедоваться, слушаться священника. Господи, сделай его таким, как мне хочется! Ты не знаешь, что делать, – давай, я подскажу Тебе!».
Не кажутся ли тебе мои слова странными? Не кажется ли тебе, что сказанное мной звучит не очень хорошо? «Разве можно говорить Богу такое?» – спросишь ты. Однако ты говоришь Ему именно это.
Негодуя, ты фактически критикуешь Бога, говоря Ему: «Ты плохой властитель мира. Ты неправильно управляешь нашей жизнью и Вселенной». Мы начинаем судить Бога и думать о Нем так, как будто Он ничего не может. Разве это не грех? Не богохульство? А ведь именно это поселяется в нашей душе, когда в нас нет спокойствия и доверия к Богу.
Внутреннее спокойствие – это лучшая проповедь. Хочешь стать миссионером – прежде всего, успокойся. Лучший пример, который ты можешь показать, – это быть спокойным в своих действиях. Тихим, мирным и спокойным.
Даже если мир вокруг рушится, даже если все летит вверх тормашками – ты смотришь на все это и говоришь про себя: «Господи, а где-то во всем этом – Ты. Где-то рядом – Ты». Разумеется, мы видим все, что происходит вокруг, но…
Я понял это, когда смотрел по телевизору репортаж о землетрясении в Китае, когда погибли сотни людей, в том числе, и дети. В какой-то момент я отвернулся от экрана, потому что видеть это было слишком тяжело, но вдруг мне в голову пришла мысль: «Есть ли Бог посреди этого землетрясения?» Да, есть. «Но где же Ты, Боже мой? Где ты – в этом дыму, в этой пыли, среди детских трупов?»

Бог был там. И я сказал себе: «Что я хочу сейчас сделать? Чего хочет мой эгоизм?» Он хочет вылезти наружу и сказать Богу: «Что Ты делаешь?»
– «А ты что сейчас делаешь? – ответит мне Бог. – Ты молишься? Сидишь, переключаешь каналы, смотришь, что происходит на Евровидении… Разве не это ты делаешь сейчас? А что еще ты сделал? Я – сделал. Я пришел на землю, Я распялся. Я наблюдаю за тем, как живут люди, Я наблюдаю за тобой. Я помогаю тебе, укрепляю тебя. И Я хочу, чтобы ты последовал за Мной. Я говорил с тобой о многом. И говорил тебе, что если ты не послушаешь Меня, то сама природа восстанет против тебя. Души, покинувшие сейчас эти безжизненные тела, сейчас пребывают в блаженстве. Они в раю. А чего хочешь ты, когда критикуешь Меня? Кого ты осуждаешь? Бога?»
Вот что пришло мне в голову в тот момент.
Если в своей жизни ты научишься всецело доверять Богу, то поймешь, что Бог не приемлет критики. И что Он не зол. Это мы осуждаем Его. Это мы, осудив, предали Его на распятие, на крест! Но Бог – не Та Личность, Которую мы можем судить и осуждать.
Он – Тот, Кому мы должны доверять и поклоняться. Тот, перед Кем мы должны оставить свою убогую логику и ничтожный ум, настолько ограниченный, что из нашей памяти исчезает все подряд.
И Бог, видя нашу забывчивость, говорит нам:
«Ты, тот, кто не помнит, что ел вчера, теперь хочешь судить Бога, правящего миром? Я-то помню все. И могу прямо сейчас перечислить ошибки людей за всю историю человечества – в том числе, и твои ошибки. Я знаю о твоих ошибках и о твоей боли. Я знаю все».
Итак, настоящая проповедь – это та, которая исходит из уст спокойного миссионера. Настоящий проповедник может даже не знать, что такое миссия, но он осуществляет ее другим способом – своей повседневной жизнью: молчанием, самыми простыми словами, обычным приветствием с улыбкой. Всем.
Это прекрасно – быть Христовым миссионером, не имея при этом официального звания «миссионер». При этом, служение некоторых проповедников особенно благословенно – тех, кто отправляется в далекие страны (например, в Африку). Другие остаются дома. Но можно быть миссионером, даже если ты прикован к постели.
Вот ты говоришь, что не можешь воспитывать своих детей. А разве это – не миссия? Я, прочитав твое письмо, считаю, что да. При этом, ты даже не подозреваешь, что твое служение – священно.
Потому что, делая свое дело в семье, ты тем самым говоришь всем людям: «Смысл жизни – не в том, чтобы внешне все было в порядке, или чтобы бегать по разным делам, или чтобы быть здоровым; смысл жизни – в том, чтобы понять свое предназначение, познать цель, которую ставит перед тобой Творец.
Смысл жизни – в прославлении Бога и в отражении Божией Радости и Славы. Если этого не делать, то все остальное теряет смысл».

Итак, ты тоже миссионер. Ты несешь миссионерское служение, проявляя терпение по отношению к своему мужу и своему ребенку, переживая при этом какие-то трудности. Разве это не проповедь? Ведь все твои родственники смотрят на тебя и говорят: «Как она выдерживает! У нее такой раздражительный муж, как она выносит его? Видели, что было вчера? Он ударил ее! А она терпит». И все соседи (может быть, гораздо менее терпеливые) знают об этом.
А сейчас, когда я говорю это, о твоем тайном и молчаливом страдании узнает весь мир.
Часто Господь называет вещи совсем другими именами – не такими, какими называем их мы. И твое поведение – это миссия.
Поэтому Исаак Сирин говорит о том, что б?льшей ценностью перед Богом обладает не тот, кто воскрешает мертвых и обращает в христианство целые города, а тот, кто молча стоит в своем углу и воскрешает свое умершее «я».

http://www.pravmir.ru/bol-eto-bozhe-prikosnovenie-k-nashemu-serdtsu/

Сердце духовное и телесное. Православный взгляд на причины заболевания

Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, — оно выражает личность в её главных состояниях. Существование души после смерти даже в Царстве Божьем не является полноценным существованием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6;15,19). Частью организма человека является его сердце, которое по статистике весьма часто подвержено различным заболеваниям.
По данным Всемирной организации здравоохранения, самое большое количество смертей возникает из-за поражений сердечно-сосудистой системы. Причем бытовые, экологические причины не являются единственными в этом печальном списке. Православный взгляд на болезни заключает в себе мысль, что в основе их этиологии лежат факторы, которые в большинстве случаев связаны с грехом. Зачастую, никто не способен навредить человеку так, как это он делает себе своей греховной жизнью. Грех исказил человеческую природу и стал причиной тления и смерти.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. «Богоматерь Умиление злых сердец». 1914-1915 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Высшая цель человека — познание Бога, общение с Богом, поскольку в этом заключается его спасение. Где такое общение достигается, там человек обретает душевное спокойствие. Однако, как считают отцы церкви, общение это достигается в глубине сердца. Еще на рубеже IV–V вв. по Р. Х., обращаясь к Творцу, блаженный Августин епископ Иппонский восклицал: «Ты нас создал для Себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в Тебе».
В сердце Бог встречается с человеком, там Он передает ему свое ведение, там человек обретает ощущение Его бытия. Для достижения этого общения и видения Бога необходимо очищение сердца. Это подтвердил Сам Господь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Больному и омертвевшему сердцу необходимо исцелиться и очиститься, чтобы оно могло принести человеку ведение Бога. Чистое сердце — есть орган познания, орган православной гносеологии.
На большое значение сердца для человека указывал преподобный Макарий Египетский, один из основателей монашества. Он говорил так: «Сердце правит всеми органами, и когда Бог займет все отделения сердца, господствует над всеми мыслями и частями тела». Ученые-специалисты в области психосоматики считают, что болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви, а также эмоциональной замкнутости.
Еще в древних культурах сердце рассматривалось как символ любви, центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу. Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий недостойным себя любви, не верящий в возможность любви или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Согласование своих истинных чувств с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем способствуя частичному или полному выздоровлению.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. «Богоматерь с младенцем». 1923 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Как и многие другие заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы, как правило, связаны с болевыми ощущениями, дискомфортом. Здесь, прежде всего, хотелось бы пояснить, что под сердечной болью, в данном случае, понимается боль духовного сердца. Духовное сердце страдает и болит. Если причина заключается в благодати Божьей, то от этого не будет вредных последствий для плотского сердца. Это значит, что когда духовное сердце, проходя покаяние, сокрушается, скорбит, страдает от радостной печали (это состояние не стоит путать с положительными эмоциональными всплесками), а сердце телесное следует этому естественному процессу, то это не имеет для него никаких последствий. В таких случаях кардиологи как правило не находят болезненных признаков и именно потому, что у страдающего от сердечной боли плотское сердце не становиться больным.
И, наоборот, стрессы, переживания, различные эмоциональные состояния, уныние, гнев и т. д. указывают на отсутствие веры, надежды на Бога, что само по себе является грехом и способно привести к серьезным заболеваниям различных органов и систем, и, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы.
Если для физиологии и медицины сердце человека — это, прежде всего, два предсердия, два желудочка, клапаны, эндокард, миокард, перикард, то для православной антропологии сердце человека — центр жизни, корень его существа, фокус всех духовных, душевных и телесных сил. Выполняя такую роль во внутренней жизни человека, оно имеет исключительное значение в отношениях человека ко всему окружающему, потому что именно сердцем он входит в связь со всем существующим. Дело сердца — чувствовать все, что касается нашей личности.
«Где сердце? — спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает: — Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев, и прочее — там сердце». И далее он продолжает: «Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума». Все стороны христианина, все моменты в сложном подвиге его нравственного совершенствования неразрывно связаны с сердцем.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. «Богоматерь с Младенцем». 1904-1905 гг. Собрание П. О. Авена
Мне думается, что уже пришло время дополнить известный медицинский принцип: «лечить необходимо не болезнь, а больного» осознанием и устранением духовных причин заболевания, обращением внимания на его духовное сердце.
Парадоксально, но факт: врач, призванный исцелять, в наше время зачастую лишь усугубляет болезнь. Я даже не хочу касаться тех крайних случаев, когда врач, затрудняясь в постановке диагноза, либо убедившись в неэффективности методов лечения, посылает своих пациентов к «бабкам», знахарям, экстрасенсам. Мы забыли и то, что совсем еще недавно знали. Например, до революции наши медики без особых трудностей различали, если можно так сказать, «духовную этиологию» заболевания от естественной. Доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению, если не было крайней необходимости, пока больной не исповедуется и не причаститься.
Необходимо признать, наше общество далеко от христианских идеалов, и вряд ли когда-нибудь будет в полной мере по ним жить, но прививать правильный взгляд на жизненные ценности, в том числе и на проблемы медицины, — задача Церкви и специалистов в области здравоохранения и педагогики.

http://mariamagdalina.ru/?p=13193

Болит сердце в церкви

Вы смотрите мобильную версию сайта. Перейти к полной версии
Секретарь Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич — о прошедшем в Киево-Печерской Лавре Всеукраинском круглом столе \»Украинская Православная Церковь и общественно-политический кризис в Украине\».

Подобные мероприятия сейчас как никогда актуальны. Когда наступает кризис, необходимо активизировать соборные механизмы в Церкви. Только таким образом мы все вместе, соборно, сможем преодолеть этот кризис. За круглым столом состоялось свободное и откровенное обсуждение как общественно-политических, так и внутрицерковных проблем. Обсуждали мы также и способы реакции Церкви на них.
За круглым столом собрались священники почти со всех областей Украины. Такое собрание – одно из свидетельств соборности Церкви. Каждый священник откровенно рассказал о ситуации в своем регионе и поделился своим видением ситуации и возможной реакцией Церкви на них.
Ситуация в каждом регионе разная — где-то обстановка спокойная, а где-то идет война. Вместе с тем и мнения священников разнятся. Так, например, священники из западных и центральных областей выступали за то, чтобы собирать средства для Украинской армии. В свою очередь, священники из Донецкой и Луганской областей сказали, что люди в их регионах воспримут такую инициативу как то, что мол «вы собираете деньги для того, чтобы убивать нас». К сожалению, такая полярность мнений не позволяет Церкви действовать однозначно, и мы вынуждены в наших общецерковных решениях учитывать такие мнения.
Круглый стол показал разницу мнений, которая существует в стране и разницу между регионами в восприятии действительности. Вместе с тем, несмотря на разные, порой даже полярные высказывания, — от необходимости канонической автокефалии, о чем говорил священник из Львовской области, до необходимости сохранять единство с РПЦ, о чем в своем выступлении подчеркнул священник из Запорожья, — чувствуется, что среди духовенства и верующих нет никакой злобы, что мы друг друга понимаем, что мы живем в одной Церкви. У каждого из нас болит сердце за Церковь. И в этой боли все мы искренни, у каждого свое мнение, но оно искреннее. Это очень важно.
Несколько священников подчеркнули, что в настоящее время нам необходимо укреплять внутреннее единство Украинской Православной Церкви, чтобы внешние бури не поколебали нашего внутреннего единства. Было констатировано, что оттока людей из храмов УПЦ МП не наблюдается. Наоборот, количество людей в храмах растет. Возросла роль священников на местах. Люди идут к Богу, а не в тот или иной патриархат, поэтому личность служителя Бога в такой ситуации имеет решающее значение.
Да, все мы разные, по-разному воспринимаем события, но Христос как Глава Церкви, объединяет порой самые противоречивые человеческие устремления, мысли и желания. Это один из самых главных выводов, который я сделал лично для себя. Иными словами, в мирской жизни такие люди и идеи в принципе вместе существовать не могут, а вот в Церкви все уживаются.
Многие священники говорили, что нам самим необходимо меняться, стараться абстрагироваться от политики и вести людей ко Христу. Было также отмечено, что сейчас идет информационная пропаганда против Украинской Православной Церкви, и этим провокациям надо противостоять. Очень много клеветы из СМИ льется на нашу Церковь.
По итогам круглого стола стало понято, что надо чаще собираться и обсуждать проблемы не только священникам, но и епископам, также как и мирянам. Такие круглые столы и собрания сейчас очень актуальны. Те священники, которые принимали участи в работе форума, перезнакомились между собой и уже перезваниваются, западные предлагают помощь восточным, готовы принимать у себя беженцев с Востока, семьи священников и тп. Они уже не ждут указаний из Киева, а контактируют между собой напрямую и оказывают помощь людям, пострадавшим от военных действий. И на Западе и на Востоке наши люди, наши верующие и мы все вместе должны дать им почувствовать, что они не забыты, что мы их любим и что Церковь помнит о них и помогает им.
Вчера я общался с наместником Святогорской Лавры архиепископом Арсением. У него в монастыре сейчас проживает около 400 беженцев, из них 150 детей. Многие люди пришли в монастырь без вещей, только в том, в чем были одеты. И в монастыре их кормят, обогревают. Наша же задача, помочь самому монастырю, помочь тем нашим общинам на Востоке, которые подобно Лавре, помогают на местах людям, пострадавшим от ужасов войны.

http://www.orthedu.ru/news/obzor-smi/10561-protoierey-nikolay-danilevich-u-kazhdogo-svyaschennika-ukrainy-bolit-serdce-za-cerkov.html

Что нельзя и что можно делать в домашних условиях, если болит сердце

Автор статьи: Стоянова Виктория , врач 2 категории, заведующая лабораторией в лечебно-диагностическом центре (2015–2016 гг.).
Из этой статьи вы узнаете: если болит сердце, что надо делать в домашних условиях? Когда необходима экстренная госпитализация, как оказать первую помощь при болях в сердце? Что можно и чего нельзя делать при болях в сердце.
Область, в которой появляется сердечная боль, расположена прямо за грудиной, иногда может смещаться чуть влево. Типичные сердечные боли – сжимающие, давящие или жгучие, часто нестерпимые. Характерный признак – иррадиация (болевое эхо) в левую половину тела (в руку, под лопатку, в плечо, в челюсть). Обычно возникают на фоне нервного стресса, физической нагрузки, в процессе принятия пищи и постепенно угасают в покое.

Нажмите на фото для увеличения
При возникновении острых сердечных болей необходимо вызвать бригаду «Скорой помощи», самостоятельно купировать приступ ни в коем случае нельзя. До приезда медиков можно оказать первую помощь, препараты, которые разрешают использовать в домашних условиях, – аспирин и нитроглицерин.
С ноющими, тянущими или колющими, но терпимыми болями, которые повторяются регулярно, нет необходимости в экстренной госпитализации. Однако обязательно нужно обратиться к врачу-кардиологу и пройти обследование, чтобы установить причину появления симптома.

Когда при болях в сердце необходима экстренная госпитализация

Есть несколько признаков, по которым (в 80%) можно отличить боль сердечного происхождения:

  • Она возникает внезапно.
  • Редко – ночью или рано утром.
  • Обычно – в процессе выполнения каких-либо физических действий, после принятия пищи, на фоне сильного стресса.
  • Боль интенсивная, нестерпимая, жгучего, разрывающего, давящего, сжимающего характера.
  • «Отдает» в левую половину тела (в руку, плечо, под лопатку, челюсть).
  • Может распространяться на живот или спину.
  • Ее интенсивность не зависит от изменения положения тела, вдохов или выдохов.
  • Боль во время приступа может быть не слишком яркой и отчетливой, по силе ее проявления невозможно сделать вывод, насколько серьезная сердечная патология ее вызвала.
    Если боль сочетается:

    • с одышкой;
    • нарастающей паникой, страхом смерти, возбуждением;
    • слабостью;
    • бледностью кожи или синюшностью (цианозом) кожных покровов;
    • холодным потом;
    • тошнотой;
    • рвотой;
    • потерей сознания,

    то эти признаки свидетельствуют о сердечных патологиях (инфаркт миокарда, стенокардия), при их появлении больного нужно госпитализировать.

    Что делать дома до приезда скорой

    При появлении острой боли за грудиной засекают время начала приступа, вызывают бригаду «Скорой помощи» и описывают диспетчеру симптомы (на фоне чего возникла, характер, есть ли одышка, бледность, потливость и т. д.).
    Что можно сделать в домашних условиях до приезда бригады:

    • успокоить человека без применения каких-либо лекарственных седативных препаратов (никакой валерьяны, корвалола в каплях!);
    • удобно усадить или уложить (только не на левый бок);
    • обеспечить вентиляцию помещения (открыть окно);
    • снять или расстегнуть одежду, которая мешает свободному положению тела;
    • дать больному одну таблетку аспирина (препарат разжижает кровь, улучшая кровоток и кровоснабжение органов);
    • дать таблетку нитроглицерина (больной должен рассасывать ее в ротовой полости). Если вы не уверены, что боль вызвана сердечной патологией, на приеме аспирина нужно остановиться. Нитроглицерин сильно расширяет сосуды и снижает артериальное давление, это может быть опасно для людей с гипотонией (пониженным давлением);
    • если через 5 минут боль не проходит – больной должен рассосать еще таблетку нитроглицерина.

    Нитроглицерин можно дать всего 3 раза с интервалом в 5 минут, возможно, он погасит острую боль.

    Если в течение 20 минут приступ удалось купировать, больного все равно нужно госпитализировать, полностью обследовать и установить диагноз, который вызвал появление симптома. Тем более это необходимо, если боль не утихает (через 20 минут после начала приступа).

    Когда экстренная госпитализация не нужна, что можно делать в домашних условиях

    Боли в сердце или похожие ощущения могут быть вызваны не только заболеваниями сердца, но и рядом других причин (гипертонией, неврозом, грыжей пищевода). Помочь себе в домашних условиях можно в том случае, если вы знаете или предполагаете, какое заболевание провоцирует появление симптома.

    При стенокардии (форма ишемической болезни сердца) боль облегчит

  • Горчичник на груди, в области сердца. Примерно через 5 минут он расширит подлежащие сосуды, вызовет прилив крови. Дополнительный эффект – раздражающее действие горчицы, которая отвлечет от неприятных ощущений в сердце. Держать горчичник на груди нужно не дольше 20 минут.
  • Перцовый пластырь на груди, в области сердца (держать не дольше 20 минут).
  • Ванночка из 2 литров теплой воды (не больше 45°С) и столовой ложки горчицы, ноги держать в воде не более 10–15 минут.
  • 10–15 капель пихтового масла, если втирать их в кожу в области грудины в течение 5–7 минут.
  • Валидол в виде капель (4–6 на кусочек сахара) или таблеток (одну под язык), препарат начнет действовать в течение 2–3 минут.
  • При болях в сердце и повышенном давлении

    Чередуйте в течение 10 минут горячую (чуть больше 50°С) ванночку с холодной (комнатной температуры) водой. Ноги в горячую воду погружают на 2 минуты, а в холодную – на 20–30 секунд.

    При болях в сердце и грыже пищевода

    Выпейте полстакана негазированной питьевой воды с 1 чайной ложкой соды.

    При болях в сердце на фоне угнетенного состояния, депрессии, хандры, невроза

    • Траву пустырника, валерианы, пиона, плоды боярышника смешайте в равных пропорциях, заварите чайную ложку сырья одним стаканом кипятка. После остывания настой процедите, разделите на три части, выпейте 1/3 медленно, небольшими глотками.
    • Мелиссу и тимьян смешайте в равных пропорциях, заварите чайную ложку смеси крутым кипятком, после остывания процедите. Разделите на 3 части, 1/3 выпейте медленно, небольшими глотками.

    Любые, даже самые слабые, боли за грудиной – повод для похода в поликлинику и полного обследования, сердечная патология лучше поддается лечению на ранних стадиях.

    Чего не надо делать дома при боли в сердце

    При сильных болях в сердце, возникших в первый раз, не рекомендуют:

    • интенсивно двигаться, выполнять какие-либо упражнения (нагрузка усиливает симптомы);
    • нервничать;
    • глубоко дышать, выполняя дыхательную гимнастику (возможен отрыв тромба и тромбоэмболия);
    • применять массаж (возможен отрыв тромба);
    • стимулировать блуждающий (вагусный) нерв (вагусные пробы помогают устранить тахикардию).

    Ни одно народное или домашнее средство не обладает достаточным сосудорасширяющим или обезболивающим эффектом, чтобы унять боль в сердце надолго. Все методы производят временный эффект, не устраняя причину появления симптома.
    Поэтому обязательно необходима консультация кардиолога, индивидуальное обследование и назначение, адекватная поддерживающая терапия, собственные средства, купирующие приступ.

    http://okardio.com/ostalnoe/bolit-serdce-chto-delat-doma-542.html

    Сердце духовное и телесное. Православный взгляд на причины заболевания.

    Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, — оно выражает личность в её главных состояниях [8, С. 10]. Существование души после смерти даже в Царстве Божьем не является полноценным существованием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6;15,19). Частью организма человека является его сердце, которое по статистике весьма часто подвержено различным заболеваниям.
    По данным Всемирной организации здравоохранения, самое большое количество смертей возникает из-за поражений сердечно-сосудистой системы. Причем бытовые, экологические причины не являются единственными в этом печальном списке. Православный взгляд на болезни заключает в себе мысль, что в основе их этиологии лежат факторы, которые в большинстве случаев связаны с грехом. Зачастую, никто не способен навредить человеку так, как это он делает себе своей греховной жизнью. Грех исказил человеческую природу и стал причиной тления и смерти [7, С. 11].
    Высшая цель человека — познание Бога, общение с Богом, поскольку в этом заключается его спасение. Где такое общение достигается, там человек обретает душевное спокойствие. Однако, как считают отцы церкви, общение это достигается в глубине сердца [5, С. 176]. Еще на рубеже IV–V вв. по Р. Х., обращаясь к Творцу, блаженный Августин епископ Иппонский восклицал: «Ты нас создал для Себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в Тебе» [6, С. 45].
    В сердце Бог встречается с человеком, там Он передает ему свое ведение, там человек обретает ощущение Его бытия. Для достижения этого общения и видения Бога необходимо очищение сердца. Это подтвердил Сам Господь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Больному и омертвевшему сердцу необходимо исцелиться и очиститься, чтобы оно могло принести человеку ведение Бога. Чистое сердце — есть орган познания, орган православной гносеологии [5, С. 177].
    На большое значение сердца для человека указывал преподобный Макарий Египетский, один из основателей монашества. Он говорил так: «Сердце правит всеми органами, и когда Бог займет все отделения сердца, господствует над всеми мыслями и частями тела» [2, С. 91]. Ученые-специалисты в области психосоматики считают, что болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви, а также эмоциональной замкнутости.
    Еще в древних культурах сердце рассматривалось как символ любви, центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу. Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий недостойным себя любви, не верящий в возможность любви или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Согласование своих истинных чувств с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем способствуя частичному или полному выздоровлению [4, С. 258].
    Как и многие другие заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы, как правило, связаны с болевыми ощущениями, дискомфортом. Здесь, прежде всего, хотелось бы пояснить, что под сердечной болью, в данном случае, понимается боль духовного сердца. Духовное сердце страдает и болит. Если причина заключается в благодати Божьей, то от этого не будет вредных последствий для плотского сердца. Это значит, что когда духовное сердце, проходя покаяние, сокрушается, скорбит, страдает от радостной печали (это состояние не стоит путать с положительными эмоциональными всплесками), а сердце телесное следует этому естественному процессу, то это не имеет для него никаких последствий. В таких случаях кардиологи как правило не находят болезненных признаков и именно потому, что у страдающего от сердечной боли плотское сердце не становиться больным [5, С. 181].
    И, наоборот, стрессы, переживания, различные эмоциональные состояния, уныние, гнев и т. д. указывают на отсутствие веры, надежды на Бога, что само по себе является грехом и способно привести к серьезным заболеваниям различных органов и систем, и, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы.
    Если для физиологии и медицины сердце человека — это, прежде всего, два предсердия, два желудочка, клапаны, эндокард, миокард, перикард, то для православной антропологии сердце человека — центр жизни, корень его существа, фокус всех духовных, душевных и телесных сил. Выполняя такую роль во внутренней жизни человека, оно имеет исключительное значение в отношениях человека ко всему окружающему, потому что именно сердцем он входит в связь со всем существующим. Дело сердца — чувствовать все, что касается нашей личности.
    «Где сердце? — спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает: — Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев, и прочее — там сердце». И далее он продолжает: «Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» [3, С. 234]. Все стороны христианина, все моменты в сложном подвиге его нравственного совершенствования неразрывно связаны с сердцем.
    Мне думается, что уже пришло время дополнить известный медицинский принцип: «лечить необходимо не болезнь, а больного» осознанием и устранением духовных причин заболевания, обращением внимания на его духовное сердце.
    Парадоксально, но факт: врач, призванный исцелять, в наше время зачастую лишь усугубляет болезнь. Я даже не хочу касаться тех крайних случаев, когда врач, затрудняясь в постановке диагноза, либо убедившись в неэффективности методов лечения, посылает своих пациентов к «бабкам», знахарям, экстрасенсам [8, С. 17]. Мы забыли и то, что совсем еще недавно знали. Например, до революции наши медики без особых трудностей различали, если можно так сказать, «духовную этиологию» заболевания от естественной. Доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению, если не было крайней необходимости, пока больной не исповедуется и не причаститься.
    Необходимо признать, наше общество далеко от христианских идеалов, и вряд ли когда-нибудь будет в полной мере по ним жить, но прививать правильный взгляд на жизненные ценности, в том числе и на проблемы медицины, — задача Церкви и специалистов в области здравоохранения и педагогики.
    Литература
    1. Библия. М.: Российское библейское общество. 1995..
    2. Авдеев, Д. А. В помощь страждущей душе / Д. А. Авдеев. М.: Русский Хронограф. 2000. 266 с..
    3. Архимандрит Георгий (Тертышников). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении / Архимандрит Георгий (Тертышников). М.: Правило веры. 1996. 567 с.
    4. Игумен Евмений. Духовность как ответственность / Игумен Евмений. 2-е изд., доп. Иваново: Свет Православия. 2005. 302 с.
    5. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия / Митрополит Иерофей (Влахос). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004. 368 с.
    6. Никитин, В. К антропологии блаженного Августина / В. Никитин // Православное учение о человеке. М.: Христианская жизнь. 2004. 430 с.
    7. Митрополит Филарет (Вахромеев). Православное учение о человеке / Митрополит Филарет (Вахромеев). М.: Христианская жизнь. 2004. 430 с.
    8. Священник Филимонов Сергий. Церковь, больница, больной / Священник Филимонов Сергий. СПб.: обво святителя Василия Великого. 1999. 272 с..
    Дубяга В. Сердце духовное и телесное. Православный взгляд на причины заболевания.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.

    http://www.orthodox.od.ua/garmoni/medpr/872-serdce-duxovnoe-i-telesnoe-pravoslavnyj-vzglyad.html

    Добавить комментарий

    1serdce.pro
    Adblock detector